9+1 = 10 12-2 = 10
10+1 = 11 10-1= 9
9+1 + 1 = 11 12-2-1=9
Эта подготовительная работа должна проводиться систематически из урока в урок, задолго до решения примеров данного вида.
Последовательность случаев может быть различной. Существует два варианта:
1. Первое слагаемое и уменьшаемое постоянны, а второе слагаемое и уменьшаемое увеличиваются на 1:
9+2 8+3 7+4 11-2 12-3
9+3 8+4 7+5 11-3 12-4
9+4 8+5 . 11-4
7+9
9+9 8+9
2. Первое слагаемое и уменьшаемое меняются, увеличиваясь на 1, а второе слагаемое и вычитаемое постоянные:
8+3 |
7+4 |
6+5 |
7+6 |
11-3 |
11-4 |
9+3 |
8+4 |
7+5 |
8+6 |
12-3 |
12-4 |
9+4 |
8+5 |
9+6 |
13-4 | ||
9+5 |
и т. д |
Объяснение выполнения сложения и вычитания проводится с использованием пособий и подробной записью. При выборе пособий необходимо учитывать, что учащиеся должны видеть необходимость добавления первого слагаемого до десятка при сложении и разложении уменьшаемого на десятки и единицы при вычитании. Удобными пособиями являются бруски и кубики арифметического ящика, абак, счеты.
Сложим 8+3. Откладываем на пособии (абаке, полосах) первое слагаемое и добавляем его до десяти. Десять единиц заменяем десятком. К десятку прибавляем оставшиеся единицы:
8+3=11
3=2+ 1
8+2 = 10
10+1 = 11
На этом этапе полезно решение примеров вида
8+2+5 8+7
8+7 8+2+5
Полезно также, особенно для наиболее слабых учащихся, решение примеров с частичным использованием пособий, например: 7+5. Ученик берет 5 предметов (второе слагаемое 5) и рассуждает так: к 7 прибавить 3, будет 10 (отнимает от 5 предметов 3), осталось прибавить 2:10+2=12. В этом случае ученик помогает себе с помощью пособий разложить второе слагаемое и удержать в памяти оставшуюся часть.
Как вычесть из 11 число 2? На абаке откладываем 11. Надо вычесть 2. Вычитаем 1, осталось вычесть еще 1. 1 десяток заменяем 10 единицами. Из 10 единиц вычитаем 1. Остается 9.
11-2 = 11 = 10+ 1
11- 1 = 10
10- 1= 9
11-2 = 11-1 = 10
10-1= 9
По аналогии со сложением рассматриваются случаи вычитания:
14-4-2 14-6
Учитель ставит вопросы: «Сколько единиц вычли сначала? Сколько потом? Сколько всего единиц вычли?»
В дальнейшем учащиеся самостоятельно должны пояснять про-говариванием громкой речью всё умственные действия.
Так же как и при сложении, можно позволить учащимся вычитаемое изображать на пособиях и убирать определенное количество предметов при последовательном вычитании. (Иногда можно наблюдать, как учащиеся сами рисуют палочки на бумаге, а по мере вычитания зачеркивают их.) Например, 12—6. Откладывается 6 кругов (вычитаемое), и ученик рассуждает: «Сначала из двенадцати вычтем 2, будет 10 (убирает 2 круга), осталось вычесть 4: 10—4=6».
Так же как и во всех предыдущих случаях, соответствующие случаи сложения и вычитания необходимо сопоставлять.
Полезно сопоставлять ответы специально подобранных примеров целого столбика: решить и ответить на вопросы, почему ответы в примерах первого столбика увеличиваются, а в примерах второго уменьшаются.
9+3 9-3
9+4 9-4
9+5 9-5
В упражнения необходимо включать примеры с тремя компонентами: 8+7+3, 17—4—8, 5+9—6, а также примеры, одним из компонентов которых является нуль, например: 19—9, 20—0, 15—15 (нуль в ответе). Хорошо сравнить решение примеров, компонентами или результатами которых являются нуль и единица: 15-1, 15-15, 15-0, 15-14.
Примеры на сложение следует чередовать с примерами на вычитание. При решении сложных примеров необходимо выработать привычку анализировать предлагаемый пример. Учить школьников планировать мыслительные действия, развивать ориентировочную основу познавательной деятельности. Этому способствуют вопросы такого характера: «Сколько действий надо выполнить? Какие это действия?»
Похожие статьи:
Педагогическое проектирование как категория
дидактики
Рассматривая в первой главе историю "личностной компоненты" в отечественной дидактике, мы частично касались вопросов педагогического проектирования. Особенности педагогического проектирования в педагогике определялись не методологией проектирования как таковой, а методологией целевых уста ...
Экскурсия как средство представлений об эстетических ценностях и идеалах
Средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны - начиная от предметов естественно-математического цикла в школе и заканчивая «шнурками на ботинках». Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. К важным источникам эстетического опыта детей относится и э ...
Общее положение высшего образования в жизни американцев
Уже сам факт поступления в один из наиболее престижных университетов США означает для выпускника средней школы определенный успех. Из трех миллионов человек, которые ежегодно оканчивают среднюю школу, примерно миллион продолжает учиться, чтобы получить высшее образование. Удачливых абитуриентов обы ...