Неделя географии в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеурочной работы: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т.д.
Поэтому подготовка и проведение предметных недель требуют больших временных, ресурсных и творческих затрат как от учителей, так и от учащихся школы.
Сценарий представленной далее предметной недели охватывает большой диапазон учащихся, представлен сценарий массового театрализованного представления, предваряющего все последующие мероприятия. Неделя географии должна обязательно включать подобное мероприятие, в котором сможет принять участие большое количество учащихся. Также предусмотрен просмотр видеофильма, викторина, проведение которой возможно в старших классах и различные конкурсы.
План недели.
Дни недели |
Мероприятия |
Понедельник |
Беседы о жизни и деятельности ученого, путешественника Г.Я. Седова |
Вторник |
Показ научно-популярного фильма о Г.Я. Седове |
Среда |
Конкурс рефератов, газет, макетов, рисунков посвященных советским и российским полярным исследованиям. |
Четверг |
Викторина «Г.Я. Седов – ученый, путешественник» |
Пятница |
Подведение итогов недели, награждение победителей |
Оборудование.
Политическая карта мира, физическая карта России, портрет Г.Я. Седова, книги о жизни ученого, рисунки, рефераты, стенды «Путешествия к полюсу» и «Г.Я. Седов», научно-популярный фильм «История географических открытий» Центрнаучфильм 2000.
Беседа о Г.Я. Седове.
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы проведем занятие, посвященное 90-летию (1914–2004) великого подвига – похода к Северному полюсу нашего знаменитого путешественника Георгия Яковлевича Седова, который ради науки и Родины рисковал своей жизнью. Имя Г.Я. Седова – одно из громких в пантеоне путешественников.
1-й учащийся (читает стихотворение Н. Заболоцкого, посвященное мужественному полярнику):
Вставай, Седов, отважный сын Земли!
Твой старый компас мы сменили новым,
Но твой поход на Севере суровом
Забыть в своих походах не могли…
И мы пойдем в урочиша любые,
И если смерть застигнет у снегов,
Лишь одного просил бы у судьбы я:
Так умереть, как умирал Седов.
На берегу Азовского моря есть селение Кривая Коса – узкая полоса суши, которая своим видом напоминает саблю и выдается в море на 9 км. Заканчивается эта полоса узким мысом, где горделиво стоит маяк, своими огнями указывающий курс пароходам, которые ходят по Азовскому морю.
2-й учащийся: Возник поселок в 1876–1877 годах и назвали его Кривая Коса. После окончания Крымской войны в поселке появился новый поселенец – крестьянин с Полтавшины – Яков Седов. Это был отец будущего путешественника и ученого. Он ловил рыбу с артелью рыбаков… В 1877 году в семье рыбака родился сын Георгий. Условия жизни были тяжелыми. Уже в семь лет мальчик помогал отцу, выходил с ним в море, учиться не было возможности, но все-таки позже, в 14 лет, Георгий закончил церковно-приходскую школу. Фамилию Седовых почти никто не знал на хуторе, где жила семья. Настоящая фамилия, как писал сам путешественник, была Седых, но позже изменилась на Седов.
Из истории детства ученого.
3-й учащийся (зачитывает отрывок из воспоминаний путешественника): «Ао 14 лет я не знал грамоты, состоял при отце, промышляя вместе с ним рыбу, и уходил на поденщину в поле. Первая работа доставляла удовольствие. Это было плавание на каюке по Азовскому морю в поисках рыбы. Я чувствовал себя взрослым. Брата Мишу отец отдавал на срок в услужение и получал за него деньги. Захотелось мне тоже научится грамоте, но не тут-то было. Отец бросил семью».
Очень тяжело жилось большой семье, дети батрачили, ходили по селам, просили милостыню. Трудным был тот хлеб, сколько слез, стыда, унижения… После смерти брата Миши, мать отдает Георгия в батрачество пастухом быков, погонщиком к богатому казаку.
Вскоре отец вернулся домой, жизнь начала налаживаться. Георгия отдали в частную школу, оплачивая за обучение полтора рубля в месяц. Он учился с детьми младшего возраста, которые уже умели писать и читать. Однако кропотливая работа помогла догнать своих товарищей и занять среди них первое место. Его пересадили на место ближе к учителю, а это значило, что его отметили среди других учащихся. Отец был очень рад и выделял уже 2–3 рубля в месяц за обучение.
Похожие статьи:
Сущность профессиональной ориентации
История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным п ...
Влияние умственных нагрузок на активность учащихся
Существенный рост информации об окружающем мире, создание и применение в образовательном процессе современных технологий привели к увеличению объемов учебного материала, который необходимо усвоить школьнику и студенту. Необходимость полного и качественного освоения учебной программы по различным ди ...
Педагогическая деятельность в педагогической системе
Центральным звеном всякой педагогической деятельности являются цели воспитания детской личности. Цель – это предвидение желаемого, возможного конечного результата деятельности. Педагогическая цель отражает в себе философские, экономические, нравственные, правовые, эстетические, биологические предст ...