Особенности письма младших школьников с ЗПР

Страница 1

Проблема нарушения письма у учащихся младшего возраста с ЗПР занимает одно из ведущих мест в практике их школьного обучения. Опыт учебной и логопедической работы с этими детьми, психолого-педагогические и клинические исследования свидетельствуют о большой распространённости нарушений письма и разнообразии их проявлений у этой категории учащихся.

Для письма младших школьников с ЗПР характерны все типы специфических ошибок, имеющих место при том или ином виде дисграфии.

Исследование, проведенное Р.Д. Тригер, выявило как большую распространенность, так и многообразие ошибок письма у этой категории детей. Одним из аспектов этой проблемы является качественная и количественная характеристика дисграфических проявлений в письме младших школьников с ЗПР. Представляется интересным определить, какие виды дисграфических ошибок и как часто встречаются у этих детей, имеются ли отличия в видах и частоте ошибок у школьников с ЗПР по сравнению с другими учащимися; каковы факторы, способствующие или препятствующие успешному формированию письма. Для ответа на эти вопросы учеными-исследователями в данной области в течение длительного времени проводится анализ ошибок письма младших школьников с ЗПР, который показывает что наиболее распространенными и многочисленными ошибками являются следующие:

- пропуски гласных (например, «солншко» – солнышко; «зайк» – зайка), пропуски согласных при их стечении (например, «тение» – чтение; «тол» – стол);

- добавление букв (например, «весная» – весна; «истребеляют» – истребляют);

- перестановка букв (например, «капет» – пакет; «кулка» – кукла);

- пропуск слогов (например, «мувейник» – муравейник; «вредилей» – вредителей);

- перестановки и добавления слогов (например «хомумор» – мухомор; «строитетели» – строители).

Сравнение ошибок письма учащихся с ЗПР, с речевыми нарушениями и массовой школы показало, что виды ошибок у них одинаковы. Различия же заключаются в количественных показателях. Так, дети с ЗПР допустили в диктантах в 5,9 раза больше ошибок, чем их сверстники из массовой школы, и в 2раза больше, чем учащиеся с нарушениями речи.

Количественные соотношения ошибок, допущенных учащимися трёх сравниваемых групп, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Частота встречаемости различных видов дисграфических ошибок у сравниваемых групп испытуемых в % от общего числа ошибок

Виды ошибок

С ЗПР

С нарушениями речи

С нормативным развитием

Пропуски слова в предложении

13,44

7,59

16,25

Пропуски нескольких слов

5,3

2,07

2,5

Перестановки слов в предложении

5,98

0,69

5,0

Замены слов другими словами

3,4

1,16

7,25

Написание в предложении лишних слов

2,86

2,76

3,75

Слияния слов при написании

5,73

-

2,5

Разрывы слов при написании

2,2

0,69

-

Ошибки согласования слов

11,66

16,54

11,25

Перестановки букв и слогов

8,15

5,52

-

Пропуски гласных букв

10,78

4,14

3,75

Пропуски согласных букв

3.96

4,83

11,25

Замены гласных букв

6,93

20,0

11,25

Замены согласных букв

14,1

27,59

16,0

Написание лишних букв

2,11

3,45

1,25

Неправильное написание букв

2,2

1,38

5,0

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста
Старший подростковый возраст исследуется и характеризуется в специальной литературе, во-первых, как граница детства, во-вторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей. Период старшего подросткового возраста можно определить как период взросления. Как отмечает М. Кле, разв ...

Методика разработки образовательной программы ДОУ
Образовательная программа является обязательным документом дошкольного образовательного учреждения. Образовательная программа, как подчеркивается в законе Российской Федерации «Об образовании», определяет содержание образования определенного уровня, специфику организации воспитательно-образовательн ...

Методика развития скоростных способностей у младших школьников на уроке физической культуры
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов считают, что средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы. 1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных с ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru