Домашнее задание должно служить развитию личности учащихся. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности.
Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности. отсюда вывод: домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Это звучит банально, так как домашнее задание не выполняется само по себе, но бывают случаи, когда по тем или иным причинам отдельные ученики или целые классы не выполняют домашнюю работу. И тут, естественно, нет смысла ждать запланированных результатов. А списывание заданий у одноклассников и уроки, приготовленные родителями? Необходимо подумать о том, какой дефицит развития личности может наступить, если деятельность, которую предполагает домашнее задание, не осуществляется или осуществляется нежелательным образом.
В деятельности личность себя проявляет и развивает в единстве всех своих сторон. Если я задала детям задачу, то при её решении требуются и развиваются не только математические навыки и способности, но и одновременно математическая и внематематическая эрудиция, общие интеллектуальные способности, навыки чтения и письма, определённое отношение к этой задаче, к математической науке, к обучению в школе как к общественному долгу. Здесь действуют и вместе с тем испытывают влияние: интересы и наклонности, навыки, мотивы, чувства и такие черты характера, как дисциплинированность, выдержка, чувство ответственности и долга. Любое домашнее задание – если школьник выполняет его сам – оказывает комплексное воздействие на развитие личности.
Чтобы обосновать необходимость какого-либо домашнего задания, нужно:
Ø определить свойства личности, развитию которых служит задание, и доказать, что развитие этих свойств входит в задачи урока;
Ø доказать, что объективные требования, выдвигаемые заданием, стимулируют формирование именно необходимых качеств и соответствуют уровню развития класса или (при дифференцированном домашнем задании) отдельного ученика.
Ø объяснить, почему невозможно, нежелательно или нецелесообразно выполнение этого задания на уроке.
Наши учебные планы нацелены на всестороннее развитие личности школьника: каждый предмет вносит в этот процесс свой специфический вклад. С одной стороны, знания и умения являются неотъемлемой частью, основой, предпосылкой для развития личностных качеств. С другой – вместе с ростом знаний и развитием умений совершенствуются и личностные качества.
Итак: любое домашнее задание, направленное на усвоение всеми учащимися основных знаний и умений, влияет и на становление личности. Я уже говорила, что регулярные домашние задания способствуют развитию у учеников самодисциплины, чувства долга и силы воли. Хорошо, когда учитель имеет это в виду.
Необходимо также знать имманентное комплексное влияние отдельных дидактических функций. Тренировка и повторение развивают память и автоматизируют навыки. Если при выполнении упражнений школьникам приходится преодолевать трудности, это развивает выдержку, настойчивость и силу воли. Процесс применения знаний может оказывать аналогичное воздействие, а кроме того, повышать гибкость мышления и развивать конструктивно-творческую фантазию, умение аргументировать. Контроль, оценка и самоконтроль формируют чувство долга и ответственности, воспитывают скромность, самокритичность. Но не следует целиком полагаться на эти имманентные воздействия, руководствуясь девизом: «Моё дело – дать знания и научить; всё остальное придёт само».
Из потребностей общественного развития, вытекают и требования к современному уроку, а следовательно, и к домашнему заданию. К этим требованиям относятся следующие:
Ø понимание всеми детьми необходимости постоянно приобретать знания, так как нарастающий темп научного прогресса требует систематического повышения квалификации;
Ø развитие у всех учащихся творческих способностей, прежде всего в научно-технической области, так как от успехов в технике и экономике зависит развитие всей нашей страны;
Ø моральная установка, побуждающая быть лучше самим и сделать лучше окружающих.
Необходимо по мере взросления учащихся предоставлять им больше возможностей испытать себя при самостоятельном овладении новыми знаниями и умениями, а также при их комплексном применении. Комплексное применение требует от учителя связывать задания не просто с темой одного раздела, с одним правилом, но находить задания, для выполнения которых необходимы знания и умения из различных разделов программы. В этом могут помочь задания из вариантов единого государственного экзамена. Актуальны также упражнения, требующие применения знаний и умений по разным предметам. Такие задания, безусловно, раскрывают неограниченные возможности для творческих поисков учителя старших классов. Главная проблема, чтобы учащиеся, заканчивая школу, сохраняли потребность в постоянном самообразовании. Домашние задания, по существу, – ключ к решению этой проблемы.
Похожие статьи:
Методика формирования навыков сложения и вычитания в пределах двадцати у
учащихся начальных классов школы VIII вида
Овладение вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 20 основано на хорошем знании сложения и вычитания в пределах 10, знании нумерации и состава чисел в пределах 20. При изучении действий сложения и вычитания в пределах 20, как и при изучении соответствующих действий в пределах 10, б ...
Развитие методов поощрения и наказания в различных странах
Вопрос о поощрениях и наказаниях воспитания детей является в педагогике одним из самых запутанных. Более того- щепетильных. Ведь исходя из идеалов гуманизма, ребенка нельзя наказывать ни в коем случае, а поощрением для него должно являться только чувство переживания успеха, ощущение личностного рос ...
Психология усвоения чтения
По существу, усвоение чтения с психологической точки зрения можно представить в узком и широком смыслах. В узком смысле – это овладение навыком, техникой чтения. В широком смысле – это формирование деятельности чтения как коммуникативно-речевого процесса, включая возникновение специфической читател ...