Рассмотрим основные методики, которые помогают диагностировать уровень развития внимательности младших школьников и отдельных свойств внимания.
В исследовании по формированию внимания как автоматизированного действия контроля, психолог С.Л. Кабыльницкая использовала методику "Обнаружение ошибок в письме". Эта работа аналогична той, которую дети проводят при проверке своих сочинений и диктантов. Обнаружение ошибок не связано со знанием правил, так как сущность ошибок в искажении смысла слов и предложений.
Цель - установить уровень устойчивости внимания учащихся.
Ход эксперимента: Детям было предложено исправить ошибки в специально подготовленном тексте: "На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетрати Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня".
Всего в тексте 14 ошибок, искажающих как смысл предложения, так и отдельных слов: подмена слова в предложении – 2 ошибки, пропуск слова в предложении – 3 ошибки, пропуск букв – 3 ошибки, подмена букв:
а) обозначающих похожие звуки – 3 ошибки;
б) близких по написанию – 2 ошибки, слитное написание прилагательного с предлогом – 1 ошибка.
Обработка: подсчитать количество допущенных ошибок, допущенных ребенком.
Интерпретация результатов не исправлено 0 – 2 ошибки высший уровень внимания; 3 – 4 ошибки средний; не увидено 5 и более ошибок-низкий.
2. Тест Бурдона в модификации П.А. Рудника.
Цель методики: измерение количественных характеристик внимания: (концентрации, точности и продуктивности), а также динамики этих характеристик в процессе кратковременной работы.
Оборудование: бланк теста Бурдона.
Инструкция "По команде "начали" вы начинаете искать и вычеркивать в каждой строке этого листа буквы: А, М, К, З. Работать нужно внимательно и как можно быстрее. Вначале будет минута упражнения. Затем основная работа в течение каждой минуты в ответ на мою команду "Черта!" вы будите ставить черту в том месте, где сейчас работаете. Выполнение задания прекращается по команде "Закончили работу".
Обработка и анализ результатов:
1. Вычисление коэффициента концентрации внимания производится по формуле: К= (n1-n2-n3)/n * 100%, где n1 - общее количество правильно зачеркнутых букв; n2 – количество пропусков букв А, М, К, З; n3 – количество ошибочно зачеркнутых букв; n – общее количество в просмотренных строках букв А, М, К, З, подлежащих вычеркиванию.
2. Вычисление коэффициента точности (аккуратности) внимания производится по формуле: А=(n1–n3) / (n1+n2). Построим графики, отражающие динамику точности внимания по отдельным минутам работы т. е. по величинам – А1, А2, А3, А4, А5.
3. Вычислить коэффициент продуктивности (эффективности) внимания по формуле: Е=А*N, где А – коэффициент точности, N – общее количество знаков просмотренное за данное количество времени.
Затем строятся 3 графика по 3 параметрам и оценивается динамика концентрации, точности и продуктивности в течение 5 минут.
3. Тест Мюнстенберга
Цель – определить избирательность внимания при простой, но монотонной работе.
Оборудование: на бланке написано 5 строк из букв, среди которых расположены слова.
Инструкция: испытуемый должен как можно быстрее, просматривая строку за строкой, подчеркнуть карандашом те слова, которые он увидел на фоне букв (слова автобус, мама, мяч, мыло, шуба, буран, палка, метла, кот).
Похожие статьи:
Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста
Старший подростковый возраст исследуется и характеризуется в специальной литературе, во-первых, как граница детства, во-вторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей. Период старшего подросткового возраста можно определить как период взросления. Как отмечает М. Кле, разв ...
Возможности организации и проведения семейного, оздоровительного досуга с
детьми старшего дошкольного возраста
Сегодня очевидно, что наиболее успешно ребёнок развивается, воспитываясь в двух институтах – семье и дошкольном учреждении. В современных условиях состояния экономики страны дети мало видят своих родителей. Организация семейного досуга становится делом образовательного учреждения, хотя это совсем н ...
Классификация досуга по числу участников
По количеству участников формы досуга могут быть: - индивидуальные (чтение книг, просмотр фильмов и телепередач, прогулка, занятия спортом, рисованием, музыкой и т.п.); - групповые (занятия в секциях, кружках, по разным направлениям, экскурсии); - массовые (фестивали, праздники, конкурсы, соревнова ...