Н.Ф.Добрынин выделяет две разновидности произвольного внимания, которые различаются по типу поставленной цели:
1. Собственно произвольное внимание проявляется, когда человек своей волей сосредотачивается на выполнении скучной работы, требующей неотрывного внимания.
2. Произвольное внимание становится волевым вниманием в ситуации конфликта между избранным видом деятельности и объектами внимания непроизвольного. Наиболее часто волевое внимание возникает, при действии сильных отвлекающих помех, препятствующих основной деятельности, например, при решении задачи по математике под звуки радио.
По мнению Н.Ф.Добрынина и других исследователей существует особый вид внимания, который не сводится ни к непроизвольному, ни к произвольному вниманию. В начале работы, например, чтения трудной книги, такое внимание требует волевых усилий, но чем больше мы вчитываемся в книгу, тем больше она начинает увлекать сама собой, и для нас становится интересным содержание книги. В этом виде внимания активность личности проявляется а высшей мере, так как в нем совмещается сознательно поставленная цель деятельности и интерес к ней. Эта новая форма внимания имеет большое педагогическое значение. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным.
В отечественной психологии принято выделять следующие свойства внимания: статические (концентрация, устойчивость, объем) и динамические (распределение и переключение).
Концентрация внимания (в противовес его рассеянности) - это наличие связи с определенным объектом, она выражает интенсивную сосредоточенность на нем. Такое состояние повышает ясность и отчетливость восприятия объектов. При сильной концентрации все остальное не замечается человеком.
Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой человек сохраняет концентрацию внимания на объекте, не отвлекаясь на другие. Сохранение концентрации внимания обусловлена, во-первых, мерой трудности, понятности материала, во-вторых, индивидуальными физиологическими особенностями человека; в-третьих, степенью его интереса к данному материалу.
Внимание неизбежно подвержено периодическим невольным колебаниям. Самым важным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Это возможно, если человек действует с материалом. Поэтому на уроке необходимо менять виды деятельности детей, учить их анализировать объект, а также не просто устно объяснять материал, а включать его в практическое применение учащихся.
Объем внимания – это количество предметов, которое охватывает внимание. У взрослого человека объем внимания равен в среднем примерно до 4-6 объектам; у ребенка он составляет не более 2 - 3 объектов. Речь при этом идет о числе друг от друга не зависимых объектов. Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека. Хотя считается, что концентрация внимания обратно пропорциональна его объему, эта предпосылка не всегда верна. "Когда в поле внимания включаются смысловые связи, объединяющие различные элементы между собой, его расширение может не только не снизить концентрированности, но иногда даже повысить ее". Это важно помнить, организуя учебный процесс в классе.
Похожие статьи:
Рекомендации социальному педагогу по профилактике
наркотической зависимости у старших подростков
По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что в настоящий момент проводимые мероприятия по профилактике наркотической зависимости в МОУ СОШ № 103 мало эффективны. В 9Б классе выявлены подростки, которых можно отнести к "группе риска" употребления наркотических средств. ...
Изучение потребности учителей-логопедов в изучение учащихся
В ходе проведения исследования сформированности потребности учителей-логопедов в изучении учащихся были получены следующие данные (см. Табл. 1): 100% учителей-логопедов стремятся понять своих учеников. Это высокий показатель, т.к. педагогическая деятельность основана на взаимодействии учителя и уче ...
Психологические особенности детей дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения, становление которых связано с целым рядом нов ...