Профессиональные качества современного педагога

Педагогика и воспитание » Профессиональные качества современного педагога

На современном этапе развития российский социум характеризуется признанием значимости творческого потенциала и ценности гуманитарного просвещения. Задачи, стоящие перед отечественной системой образования, имеют комплексный характер, что формирует совокупность особых требований для их реализации.

Литературное образование в школе непосредственно связано с проблемами совершенствования содержательной части обучения и требует переориентации на дальнейшую гуманизацию образовательного процесса и процесса формирования личности учащегося.

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что необходимое изменение характера образования и актуальные ориентации требуют от филолога активной эстетической позиции и деятельности, всестороннего развития коммуникативной компетентности, поскольку для достижения педагогических целей в условиях стремительно меняющегося общества, учителю мало владеть лишь навыками научного познания.

Объект исследования составляет профессиональная деятельность учителя литературы.

Предметом исследования выступает совокупность профессиональных качеств учителя литературы.

Цель работы – изучение качеств преподавательской деятельности учителя литературы, что диктует осуществление частных задач:

– охарактеризовать профессиональные качества современного педагога;

– рассмотреть специфику профессионально–педагогической культуры учителя литературы;

– выявить значение творческих способностей и эмоционально–коммуникативных качеств в работе учителя–филолога;

– сформулировать основные выводы и заключение.

Теоретической основой реферата стали научные исследования и учебно-методические работы таких авторов, как Бодалев А. А., Гоноболин Н. Ф., Крутецкий В.А., Кузьмина Н.В., Левитов Н. Д., Маркова А. К. и др.

В педагогической литературе сосуществуют термины «модель учителя», «требования к учителю» и «модель учителя». По существу, они охватывают равную совокупность вопросов, но подход авторов в каждом случае имеет особый гносеологический характер.

Термин «модель учителя», как мысленно созданный образ оригинала идеального профессионала, применяется в рамках исследования различных аспектов педагогической профессии. «Модель» по определению подразумевает не все качества объекта, а лишь существенные. Поэтому в практической деятельности использование данного термина весьма ограничено.

Термины «требования к учителю» и «качества педагога» используется многими педагогами и психологами. Необходимо иметь в виду, что многие процессы в педагогике проявляют себя исключительно как тенденции, и это затрудняет формулировку некоторых понятий и терминов. Существование зависимости между совокупностью качеств педагога и закономерностями педагогики выражается в социальных функциях учителя и в специфике его деятельности. Если эти функции и особенности определены верно по научным принципам, то и «качества педагога» будут выявлены не субъективным образом, а на объективной основе.

Многочисленные исследователи проблематики педагогического процесса достаточно подробно изучают и анализируют структуру деятельности педагога, его особенности и свойства. В этих работах прослеживается ряд общих принципов и моментов.

Прежде всего, авторы выделяют педагогические способности, умения и навыки, выводимые из различных видов профессиональной деятельности учителя: организаторские, конструктивные, коммуникативные, гностические, дидактические, перцептивные, прогностические, суггестивные, экспрессивные, аналитико–оценочные и некоторые иные умения и способности.

Общим является признание взаимосвязанности разных видов педагогической деятельности, в которой способности и умения представляют собой целостную структурированную систему. Личностная характеристика учителя доминирует по отношению к его профессиональной характеристике.

Ф. Н. Гоноболин выделяет следующие способности, значимые в профессиональной деятельности учителя:

– способность понимать учащегося;

– способность доступно излагать учебный материал;

– способность повышать заинтересованность учеников;

– способности организатора;

– педагогический такт;

– умение предвидеть результаты своей работы.

К группе педагогических способностей относят также:

– педагогические наблюдательность и воображение;

– требовательность характера;

– ясность, простоту и убедительность речи.

Данные способности дают возможность учителю успешно осуществлять педагогическую деятельность.

Педагогическое воображение имеет особое значение для конструктивной деятельности, реализуясь в «проектировании» будущего уровня знаний ученика, его характера, привычек и умении заранее определять подходящие методики. Педагогическое воображение обеспечивает развивающее воспитание и обучение.

Педагогический такт выражается в коммуникативной сфере педагогической деятельности и представляет собой способность к выстраиванию верных отношений с учениками, родителями, коллегами, определяет чувство меры, позволяющее предупредить формирование конфликтных ситуаций.

Н. Д. Левитов в качестве главных педагогических способностей называет:

– способность передавать детям знания в интересной и лаконичной форме;

– понимание ученика, основанное на наблюдательности;

– творческий и самостоятельный склад мышления;

– находчивость, точная и быстрая ориентировка;

– способности организатора для регулирования своей работы и формирования ученического коллектива.

В. А. Крутецкий сформулировал общие определения основных педагогических способностей.

Дидактические способности позволяют учителю передавать учебный материал в доступной, понятной для детей форме, формировать интерес к предмету, активизировать самостоятельную мысль ученика.

Персептивные способности – это способность воспринимать внутренний мир воспитанника и ученика, это психологическая наблюдательность, основанная на тонком понимании личности и психических состояний учащегося.

Речевые способности составляют умение учителя ясно выражать мысли и чувства.

Организаторские способности предполагают умение сплотить и вдохновить ученический коллектив и рациональным образом вести собственную работу.

Авторитарные способности подразумевают непосредственное эмоционально–волевое влияние на учеников и умение учителя заслужить у них авторитет.

Коммуникативные способности формируют формы и содержание общения с детьми, помогают выработать правильный подход к ученику, основанный на целесообразных взаимоотношениях и педагогическом такте.

Педагогическое воображение – это прогностические способности, выражающиеся в умении предвидеть последствия своих действий на процесс воспитательного проектирования личности ученика, понимание перспектив развития определенных качеств учащегося.

Особое значение имеет для учителя имеет способность к распределению внимания между несколькими направлениями деятельности .

Таким образом, в современной научной педагогической литературе выделяется следующие личностные и профессиональные способности учителя: организаторские, конструктивные, коммуникативные, гностические, дидактические, перцептивные, прогностические, суггестивные, экспрессивные, аналитико-оценочные и пр., представляющие собой целостную структурированную систему. В комплексе можно выделить две группы способностей – личностные и имеющие профессиональную специфику, причем первые, по мнению ученых, играют ведущую роль в отношении последних.

педагог литература профессиональный филолог

Похожие статьи:

Система ценностей, составляющих основу воспитательного потенциала русских народных сказок
Чаще всего первыми сказками для самых маленьких становятся сказки о животных. Герои таких сказок наделены человеческими чертами, и каждый из них воплощает в себе, как правило, какое-то одно свойство человеческого характера: лиса - хитрость, волк - глупость, заяц - трусость и т.д. Столкновение этих ...

Содержание линии информации в базовом курсе информатики
Базовый курс включает в себя семь линий: 1.Линия информационных процессов. 2. Линия представления информации. 3. Линия исполнителя (компьютера). 4. Линия формализации и моделирования. 5. Линия информационных технологий. 6. Алгоритмическая линия. Содержание этих линий определяется стандартом. Станда ...

Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора
Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда нах ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru