В состав красок, используемых в живописи, входят: пигмент и связующее вещество, которое обеспечивает прочное соединение краски с основой.
Пигменты – это твердые окрашенные вещества, не растворимые в связующих и способные образовывать с ними прочные, устойчивые пленки.
Важнейшее свойство пигментов – цвет, обусловленное особыми группами в молекулах или кристаллах, называемых хромофорами и способными избирательно поглощать видимый свет в области 400 – 800 нм. Тип хромофора и его цветовые характеристики определяются химическим строением молекул пигмента и его кристаллической структурой.
Другое важнейшее свойство пигментов – устойчивость к действию различных агентов: они не должны менять свои цветовые характеристики под действием света, окружающей атмосферы, химических агентов, перепадов влажности и температуры. Из множества окрашенных веществ этим условиям удовлетворяют сравнительно немногие, в первую очередь твердые, химически устойчивые материалы, не растворимые ни в обычных растворителях (вода, масло, спирт), ни в связующих. Исключением являются цветные лаки, в которых наоборот, красители растворяются в растворимых связующих, чтобы получить однородные, прозрачные, равномерно окрашенные пленки.
Основным классификационным признаком пигментов является их химическое строение. В живописи используют два основных типа – неорганические и органические пигменты.
Неорганические пигменты – оксиды, гидроксиды и соли минеральных кислот, получаемые в основном из минерального сырья. Хромофорами в этих пигментах являются фрагменты кристаллической решетки, состоящие из катионов переменной валентности Fe, Mn, Cu, Ni, Cr, связанных с гидроксильным группами (OH-), атомами кислорода молекулами воды.
Органические пигменты представляют собой нерастворимые комплексные соединения природных органических веществ с катионами металлов (исключение составляют индиго). Немного позднее во второй половине XIX века новые типы синтетических органических пигментов без катионов металлов. Хромофоры этих пигментов состоят из центрального катиона и тех фрагментов органических молекул, которые непосредственно участвуют в образовании комплексного соединения.
Связующими веществами в живописи являются растворённые, эмульгированные или суспендированные в воде или ином растворителе клеи животного или растительного происхождения, смолы, углеводороды, растворимые в воде или в маслах, твердеющие масла, полимеры. Связующие служат в красках пленкообразователями — веществами, создающими при отверждении твердую, прочную пленку, удерживающую в своем составе пигменты и наполнители.
Масла, имеющие применение в живописи, по своему составу и назначению делятся на две группы. К первой относятся так называемые жирные высыхающие масла, получаемые из семян различных растений и относящиеся к жирам растительного происхождения, таковы льняное, маковое, ореховое и другие подобные им масла. Во вторую группу входят масла различного происхождения, не принадлежащие к жирам, носящие название эфирных масел.
Жирные высыхающие масла имеют способность обращаться на воздухе в твердые вещества, что и дает возможность пользоваться ими как связующими веществами красок в масляной живописи. На основании этого они и названы высыхающими маслами, в отличие от целого ряда других масел растительного же происхождения, которые или совершенно не проявляют этой способности в условиях живописной практики, или же проявляют ее лишь отчасти.
Похожие статьи:
Основные причины психологического неблагополучия ребенка
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. Поэтому различные ее компоненты и стороны выступают в качестве диагностических критериев психологического благополучия или неблагополучия младшего школьника. Одним из критериев психологического благополучия служит адаптация к школе ...
Профориентационные тесты, рекомендуемые для
изучения
Курс «Профессиональная ориентация молодежи» был бы неполным, если бы были упущены из внимания те диагностические методики, которые позволяют определить способности, интересы личности, дать прогноз по успешности профессиональной деятельности в той или иной профессиональной деятельности. Поэтому мы с ...
Интеграция
теоретических и эмпирических знаний как общность научного и учебного познания
К.П. Корневым и Н.Н. Шушариной реализован подход, при котором в процессе подготовки к выполнению лабораторной работы, кроме изучения теоретического материала и методики выполнения работы, обучаемый решает, несколько специально подобранных задач. Задачи имеют исследовательский характер и подобраны т ...