Общие принципы построения и условия формирования воспитательной системы школы

Педагогика и воспитание » Воспитание в современной школе: проблемы, достижения, инновации » Общие принципы построения и условия формирования воспитательной системы школы

Страница 2

Объектом специального исследования воспитательная система школы выступает в работах В.В. Андреевой, Л.В. Байбородовой, А.В. Гаврилина, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, С.Л. Паладьева, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой и др.

Однако разработанные в науке идеи о гуманистическом воспитании еще не нашли широкого применения в практике, их использование в качестве концептуальных основ при проектировании воспитательной системы инновационных школ носит узко функциональный характер, что приводит к бессистемному совершенствованию ее отдельных сторон. Учебно-воспитательный процесс в настоящее время обладает весьма ограниченными возможностями для полноценного развития и самореализации школьников. Следовательно, реально существует противоречие между растущей необходимостью усиления воспитательной роли школы и недостаточной разработанностью её теории и методики в педагогической науке, что определяет потребность в создании подлинно современной воспитательной системы. Она должна базироваться на общечеловеческих ценностях, которые в своей совокупности образуют своеобразную идеологию воспитания. Подлинно современная воспитательная система должна носить не смешанный авторитарно-гуманистический, а цельный гуманистический характер. Признаки гуманистически ориентированной школы – это наличие единой концепции развития школьной воспитательной системы, формирование здорового образа жизни, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм воздействия и взаимодействия, обеспечение защитных функций коллектива, разнообразная и многообразная совместная деятельность разновозрастных коллективов и объединений.

Приоритетным направлением для гуманистической воспитательной системы стало личностно-ориентированное воспитание, основанное на гуманистических принципах:

1) личностного подхода в воспитании;

2) опоры не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства;

3) природосообразности воспитания, его национальное своеобразие;

4) деятельного подхода в воспитании.

Структурными основаниями воспитательной системы могут быть традиции, спортивные соревнования, работающие кружки, центры социально-психологической помощи учащимся. У образовательной школы, взявшей за основу такую воспитательную систему, должны быть основополагающие документы, определяющие воспитательную работу. Реализация идей, заложенных в этих документах, и решение воспитательных задач, стоящих перед коллективом, осуществляется через многообразие общешкольных и классных мероприятий, многие из которых могут превратиться в традицию, залог успешности сохранение сформированной системы, ведь традиции – это то, чем сильна любая школа, то, что делает ее неповторимой, особенной, родной для детей и педагогов.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Подходы к классификации педагогических тестов
Что касается классификации тестов, то анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что существуют несколько подходов к этой проблеме. Во-первых, педагогические тесты классифицируются по методологии интерпретации результатов тестирования на нормативно-ориентированные и критериально-ориен ...

Анализ и оценка деятельности старших дошкольников на занятиях лепки
Опытно-экспериментальная работа проходила в январе 2010 года, в эксперименте участвовали дошкольники старшей возрастной группы: экспериментальна группа – 10 детей, контрольная группа 10 детей. Для анализа и оценки деятельности на занятиях лепки мы взяли следующие компоненты: – Определение умения ст ...

Соотношение философии и педагогики в общей парадигме антропологических наук
У философии и педагогики давние связи, более того, первые педагогические мысли и теории зарождались именно в русле философских концепций – достаточно вспомнить античную историю, средние века или эпоху Возрождения. И наиболее тесная область пересечения этих научных областей получила название философ ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru