Каждая из названных программ имеет свой подход к реализации воспитания культуры поведения старших дошкольников в общественных местах.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» включает следующие задачи для детей 5 – 6 лет в разделе «Воспитание навыков культуры поведения»: «Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах: вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко, соблюдать порядок, чистоту; уступать в транспорте место старшим и младшим».
Программа «Детство» разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена с позиций гуманистической педагогики. Содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста разработано на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики. Одна из частей программы носит название «Старший дошкольник входит в мир социальных отношений» и имеет следующие разделы: «Ребенок и взрослые», «Ребенок и сверстники», «Отношение ребенка к самому себе (самопознание)».
Одной из задач этого раздела является освоение старшими дошкольниками «культуры общения со взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах».
План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [25] в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Детство» предлагает поквартальное планирование занятий. В разделе «Социально-нравственное воспитание» определены «уроки вежливости и этикета» и «ситуации».
Один из разделов в программе «Истоки», который носит название «Социальное развитие», направлен на общение ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду) и сверстниками.
В программе говорится о том, что развитие у детей интереса к «миру людей» и обогащение их представлений о социальной действительности рекомендуется посещение музеев, театров, выставок, проведение прогулок и экскурсий; демонстрация диафильмов, позволяющих детям наблюдать поведение людей в театре, музее, на выставке, в транспорте, на почте, в банке, на стадионе, в магазине, а также специально снятых диафильмов о детях и взрослых в детском саду, их играх, занятиях, праздниках.
Авторы программы делают акцент на том, что необходимо использовать естественно возникающие ситуации и специально создавать таковые для познания нравственных ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности. А для активизации самостоятельного осмысления детьми нравственных ценностей важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения.
По мнению Л. Ф. Островской, «культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества». Истинная культура поведения, по ее мнению, есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения и в нестандартной, не регламентированной правилами ситуации.
Итак, понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Похожие статьи:
Функции форм обучения
Обучающе-образовательная. Форма обучения конструируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи обучаемым знаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни. Восп ...
Поощрение
В школе используются разнообразные виды поощрений. Наиболее распространенными являются похвала, благодарность, различные виды наград (похвальная грамота, награждение медалью по окончании школы). В практике работы используются и такие поощрения, как почетное право открыть соревнование, вести програм ...
Формы и методы развития социальной компетентности у подростков
Работа по развитию социальной компетентности подростков в школе ориентирована на личностно-деятельностный и диалогический подход. Личностно-деятельностный подход характеризуется необходимостью приобретения самой личностью знания в социальном контексте. Для реализации данного подхода в работе по раз ...