Социально - экономические преобразования, происходящие последнее десятилетие в нашей стране, создали условия для перестроечных процессов в сфере образования – это создание новых типов школ, активное внедрение в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.
Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Это приводит к закономерным изменениям в системе педагогического образования.
Современные подходы к методическому мастерству учителя иностранного языка, соответствует тенденциям модернизации образования, является компетентностный, рефлексивный и интегративный подходы. Реализация компетентностного подхода, который избран «одним из ведущих принципов текущей реформы высшего профессионального образования и в настоящее время используется при разработке государственных образовательных стандартов нового поколения», предполагает применение определенных образовательных технологий в обучении, рефлексию учителей, оценку собственных достижений в обучении, самостоятельность применения в практической деятельности профессиональных умений и навыков. Данный подход так же способствует развитию у педагогов способностей, профессиональной культуры и педагогического мышления.
Система педагогического образования на современном этапе предполагает соответствие следующим положениям:
направленность на формирование личности учителя;
формирование специалиста, подготовленного к решению задач целенаправленной социализации учащихся;
интеграция не только научно-предметных, но и личностно ориентированных компонентов деятельности;
обеспечение каждого педагога возможностью индивидуальной самореализации, индивидуализации учебно-воспитательного процесса;
направленность на социокультурные принципы.
Трудно не согласится с О.Н. Игна, что «при компетентностном подходе, типология, последовательность, содержание методических задач в методической подготовке должны быть ориентированы не только на модули (тематику), но и методические умения педагога в профессиональной деятельности (функциональные единицы методической деятельности), а также на уровни творческой активности».
Согласно интегративному подходу методическое мастерство учителя может быть реализовано эффективно только при условии широкого использования этого подхода, который способствует формированию важных методических знаний и умений, оказывает влияние на развитие мышления, способен изменить структуру профессионального мышления, обеспечить готовность к самообразованию и самопроектированию.
В зависимости от аспекта рассмотрения, целей, задач и уровня методического мастерства, по мнению Н.В. Зеленко, может быть представлено как:
совокупность методических знаний и умений, навыков, личностных качеств;
комплекс элементов учебного плана, обеспечивающих методическую подготовку;
поэтапный процесс методической подготовки;
дидактический процесс;
системное единство методической подготовки и методической деятельности.
Таким образом, формирование методической компетенции, развитие методический и коммуникативных умений в итоге приводит к развитию методического мастерства.
Инновационная методическая работа – это профессионально-педагогическая деятельность, направленная на создание и реализацию новых форм профессионально – педагогической деятельности.
В настоящее время, в условиях модернизации системы образования, необходимо развитие инновационных процессов, ориентация педагогов на освоение и применение инноваций в профессиональной деятельности, использование творческого подхода, который обеспечивает личное и профессиональное саморазвитие учителя-предметника.
Похожие статьи:
Систематизация текущего контроля успеваемости
Как уже говорилось в предыдущем пункте, текущий контроль это проверка посещаемости студентами занятий, проверка их знаний и навыков на занятиях, проверка качества конспектов лекций и иных материалов; проверка выполнения контрольных работ, тестирование по разделам учебных дисциплин и т.п. Результаты ...
Определение понятия текущего контроля
Текущий контроль успеваемости студента - одна из составляющих оценки качества усвоения образовательных программ. Текущий контроль проводится в течение семестра по итогам выполнения студентами лабораторных и практических занятий, курсовых проектов и работ, участия в семинарах, тестировании, выполнен ...
Анализ деятельности социального педагога МОУ СОШ №
103 по первичной профилактике наркотической зависимости у старших подростков
Средняя общеобразовательная школа № 103 расположена на окраине микрорайона Уралмаш, в непосредственной близости от всемирно известного завода "Уралмаш" (УЗТМ). Являясь важным стратегическим объектом государственного значения, огромным промышленным центром с богатой историей и субкультурой ...