По содержанию досуг С.А. Шмаков подразделяет на ряд групп:
– первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, игры, забавы, развлечения и другие).
– вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов, телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и тому подобное).
– третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).
– четвертая группа реализует потребность подростков в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т.д.).
– пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п.)».
При этом, отмечает С.А.Шмаков: «следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяется иерархия интересов ребят на шкале ценностей молодежи, изменяется и целевая направленность интересов».
Содержание культурно-досуговой программы связано с:
– приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;
– овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;
– развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;
– постижением искусства общения, поведения, культуры речи;
– воспитанием гуманности, толерантности;
– формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;
– освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).
Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.
Задача организаторов детского досуга - предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей, при этом создать условия для приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей. То есть, стоит двуединая задача: с одной стороны, привлечь детей, учитывая ее интересы и психологические особенности; с другой – настойчиво формировать потребность в содержательном и развивающем личность досуге.
Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.
В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности к более сложным, от пассивного отдыха – к активному, к удовлетворению все более глубоких социальных и культурных стремлений, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству.
Похожие статьи:
Требования к заданиям конкурса профессионального мастерства
-определение точной формулировки цели заданий по теоретической подготовки участников конкурса в соответствии с содержанием учебно - программной документации; - четкое определение содержания и количества учебных производственных работ, которые должны быть выполнены участниками конкурса ; - учет особ ...
Место и роль знаний о русских исследователях-путешественниках в
формировании географического кругозора учащихся
О роли и значении географии для общечеловеческой культуры и образования говорили и писали очень многие известные ученые и писатели. Речь шла о географии как явлении культуры, о значении географической составляющей общечеловеческой культуры, в том числе и для образования, в первую очередь школьного. ...
Местный разрез
Рис.9.Детали, при вычерчивании которых необходим местный разрез При вычерчивании сплошных (непустотелых) деталей разрезы не применяют. Однако нередки случаи, когда в сплошной детали имеется углубление или отверстие, форму которого нужно показать. Примерами таких деталей являются валик со шпоночной ...