Наташа Б.: «Столы, стулья, двери».
Аня А.: «Шкафы, полочки, рамка у зеркала».
Миша Ш.: «Шкафы в раздевалке и скамеечки».
Оля П.: «Домик нашего хомячка»
Сережа К.: «Деревянный конструктор и карандаши, они тоже деревянные».
Ира Р.: «Рамы на окнах деревянные».
Воспитатель: «Есть ли среди них похожие предметы? Что между ними общего?».
Саша К.: «Столы и стулья похожи, потому что на них можно сидеть, писать, кушать».
Петя В.: « Из конструктора можно построить домик для нашего хомячка, тогда они будут похожи».
Вера О.: «А еще у стола и стула четыре ножки».
Саша К.: «Общее у них, что они деревянные».
Воспитатель предложила найти в окружающей обстановке предметы из металла, пластмассы.
Дети выполнили задание, довольно легко находили нужные предметы, пытались сравнивать их, находили между ними сходные признаки, обобщали по ним.
Задание 2. Цель: учить детей находить в окружающей обстановке предметы схожие по форме; продолжать развивать наблюдательность и внимание.
Воспитатель дала задание: «Назовите все предметы круглой формы».
Дети перечислили: «Часы, зеркальце из «Парикмахерской», мячики».
Воспитатель задала вопрос: «А если повнимательнее рассмотреть ваши вещи, игрушки, увидите ли вы детали, части круглой формы?»
Дети стали активно обследовать вещи, игрушки и называть детали круглой формы.
Женя К.: «Пуговицы тоже круглые».
Аня А.: «Глаза у медведя и голова у него круглая».
Ира Р.: «Ластик у меня круглый».
Наташа Б.: «И у куклы тоже глаза и голова круглые».
Миша Ш.: «А у конструктора есть детали круглые».
Петя В.: «У меня значок круглый» и т.д.
Аналогично воспитатель предложила детям найти предметы треугольной, квадратной, прямоугольной формы.
При выполнении заданий дети испытали трудности в нахождении предметов схожих по форме, так как были невнимательны. После вопросов воспитателя, стимулирующих их анализирующее восприятие, дети активизировались, исследовали пространство и находили нужные предметы.
Задание 3. Цель: учить детей находить предметы-заместители, обращаясь к личному опыту; развивать воображение, абстрактное и логическое мышление.
Воспитатель предложила задание: «Ребята, назовите предметы, которыми можно есть, копать?».
«Есть можно ложкой, вилкой». (Вера О.)
«А ложкой можно копать и вилкой тоже». (Женя К.)
«Лопатой обычно копают или совком». (Петя В.)
Воспитатель обратилась к детям с вопросом, побуждающим их на поиск предметов-заместителей: «А если бы у вас под рукой не оказалось в нужный момент ни ложки, ни вилки, чтобы вы тогда делали?».
- «Ножом можно и есть и копать». (Сережа К.)
- «А ведь из дерева можно сделать ложку, мой дедушка в деревне делал». (Миша Ш.)
- «Копать можно палкой». (Саша К.)
- «Линейкой тоже можно землю раскопать, есть тоже можно». (Аня А.)
-«Руками люди могут кушать, копать руками тоже можно». (Наташа Б.)
На первом этапе формирующего эксперимента можно было проследить, что дети сначала невнимательно слушали задание и неверно отвечали на поставленные вопросы, но при помощи вопроса воспитателя, стимулирующего на обследование, они активизировались, начали искать, предметы, детали в окружающей обстановке, исследовать пространство, делать для себя открытия. Возникающий интерес к заданиям мы поддержали вопросом о предметах-заместителях, обратились к личному опыту детей.
В результате заданий удалось развить у детей наблюдательность, внимание, воображение детей, формировать умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.
Этот этап был построен так, чтобы активизировалась внутренняя содержательная сторона познавательного интереса, что помогло бы ребенку размышлять. Дети овладевали умением находить образные сравнения. С этой целью были разработаны задания:
Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение:
На свете все на все похоже:
Змея – на ремешок из кожи,
Луна – на круглый глаз огромный,
Журавль – на тощий кран подъемный,
Кот полосатый – на пижаму,
Я – на тебя, а ты – на маму. (Р. Сеф)
Воспитатель: «Почему в стихотворении змею сравнивают с ремешком (луну с глазом, журавля с подъемным краном, кота с пижамой)? Какое между ними сходство?», предложила картинки (змея и ремень, журавль и кран и т.д.), вместе с детьми находили сходство. Например: «Змея, как и ремень, из кожи, тоже длинная» (Петя В.); «Луна и глаз круглые». (Ира Р.)
Воспитатель: «Посмотрите, это предметы-братья, так как они похожи друг на друга по форме как луна и глаз, по расцветке как кот и пижама» и т.д.
Похожие статьи:
Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста
Процесс формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста ориентирован на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлен на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве. В основу первого принципа процесса формирования сенсорных предст ...
Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает прое ...
Концепция физкультурного воспитания: методология развития
и технология реализации
В условиях переустройства российского общества остро стоит вопрос о состоянии здоровья детей и учащейся молодежи. Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни должны стать надежной защитой, способной помочь детям адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, противостоять непрерывно ухудша ...