В процессе социально-педагогического исследования нами было проведено диагностическое обследование девиаций подростков и проанализированы его результаты.
Мы пришли к выводу, что в некоторых случаях отрицательное, «трудное» поведение подростков было лишь способом обратить на себя внимание. Данные, полученные нами в конце диагностического обследования, показали, что поставленная нами цель была достигнута.
В своей работе социальный педагог использует различные приемы педагогического воздействия, которые основаны на следующих принципах: педагогический оптимизм, уважение к воспитаннику, понимание душевного состояния, раскрытие мотивов и внешних обстоятельств поступков воспитанника, заинтересованность в его судьбе.
Изучив опыт инспектора по делам несовершеннолетних ПДН ОМВД РФ по Миллеровскому району, мы пришли к выводу о том, что работа по профилактике отклоняющегося поведения проводится в тесном взаимодействии с родителями, классными руководителями, администрацией, психологами и социальными педагогами.
Наша работа посвящена актуальной социально-педагогической проблеме отклоняющегося поведения подростков.
В ходе нашего исследования были выполнены следующие задачи:
Изучена научная литература по теме исследования, что позволило уточнить сущность отклоняющегося (девиантного) поведения, под которой мы понимаем поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых данным обществом поведенческих норм и которое является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушения процесса социализации.
Рассмотрены теории девиаций:
- биологические - своеобразие внешнего вида человека предопределяет его склонность к правонарушению (Ч. Ломброзо, Шелдон);
- психологические - особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, правонарушениям (3. Фрейд);
- социологические - девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и др. (Э. Дюркгейм, Р. Мертон и др.), а также охарактеризованы виды девиаций: девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
Описаны психолого-педагогические особенности подросткового возраста и выделили характерные черты, которые приводят к возникновению различных форм девиантного поведения: шалости, проступку, правонарушению, преступлению и рецидиву (повторному преступлению).
Изучены пути социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения подростков, которая должна быть направлена на выявление подростков с девиантным поведением, диагностику причин их отклонений в поведении, определение особенностей взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, на разработку мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения в развитии и формировании личности подростка.
Во второй части выпускной квалификационной работы было проведено диагностическое обследование девиаций городских подростков в ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Миллеровскому району.
Описана опытно-педагогическая работа по профилактике отклоняющегося поведения подростков в ПДН ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Миллеровскому району
Даны рекомендации для успешного взаимодействия семьи, школы и микросоциума в организации профилактики отклоняющегося поведения подростков.
Таким образом, задачи, поставленные в дипломной работе, реализованы; следовательно, цель ВКР достигнута.
Похожие статьи:
Характеристика творчества в учебно-воспитательном процессе
Творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество скорее не вид, а стиль деятельности. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для челов ...
Состояние словообразования существительных у детей
дошкольного возраста 5-6 лет с ОНР третьего уровня
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем. В ...
Лечебно-педагогическая работа при задержке психического развития
Проблема изучения и подготовки к обучению детей с ЗПР в течение последних двадцати лет интенсивно разрабатывалась сотрудниками института Коррекционной педагогики РАО (В.И.Лубовский, М.С.Певзнер, Н.А.Цыпина, Н.А.Никашина, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко, Г.М.Капустина). На основании этих исследований были ...