Направленность современного образования на личность школьника как нигде ярко проявляется на уроке физической культуры.
Не будет у школьника мотивации к занятиям физической подготовкой, к здоровому образу жизни – не будет результата в физическом развитии и физической подготовленности.
Нравственные качества и мотивы также занимают важное место в структуре личности школьника, поэтому обоснованно применение элементов народной национальной культуры в учебном процессе по физическому воспитанию.
Уровень развития личности во многом зависит от уровня развития межличностных отношений социальной группы, в которую она включена. Социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы.
В истории и в современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как локально-исторических форм общности людей. Каждая культура своими пространственными и временными параметрами тесно связана со своим творцом-народом. Культура выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценностные ориентации, придающие смысл существованию человека.
Антропологическое изучение культур обязательно включает в себя явное или неявное противопоставление, сравнение традиционного и современного типов культур. Традиционная культура – это образ жизни общества, в котором регуляция осуществляется на основании обычаев, традиций, установлений. Источник знаний и умений – старшее поколение. Современный тип культуры характеризуется достаточно быстрыми изменениями в процессе беспрерывной модернизации. Источник знаний, умений, культурных навыков – институализированная система воспитания и обучения.
Надо иметь в виду, что в сельской местности развитых стран существует тенденция к сохранению традиционного образа жизни. Таким образом, в одной стране могут объединяться два типа культуры – унифицированно-индустриальная и этнически самобытная, традиционно-ориентированная. Россия, например, представляет собой сложное сочетание традиционной и современной культур.
Культурное развитие человека включает в себя присвоение им нравственных норм и ценностей общества. Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности.
К простым, общечеловеческим моральным нормам относятся: любовь к Родине, уважение к достижениям материальной и духовной культуры, уважение к родителям, старшим, честность, скромность, осуждение жестокости и другие. Все это создает высокий уровень духовности в деятельности людей.
Теперь стало очевидно, что уважение к культурному наследию своего народа – это одна из форм проявления внутренней культуры человека. Сегодня, наконец утвердилось признание того, что патриотизм выражается в преданности высшим ценностям народа, опираясь на духовно-национальные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы русского национального самосознания. Это направление является обязательным основанием оздоровления современной начальной школы.
Современная школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных особенностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и другие. Иными словами, школа чрезвычайно нуждается в знании об особенностях развития каждого конкретного ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности.
Нравственные качества и мотивы занимают важное место в структуре личности школьника. Нравственное развитие младшего школьника осуществляется на основе освоения им нравственных знаний и нравственного опыта предыдущих поколений, эмоционального переживания нравственных отношений современного общества.
Похожие статьи:
Характеристика внеклассной деятельности подростков
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что значимость творческих способностей не становится меньше с течением времени, а также не теряет актуальности проблема развития творческих способностей. Развитие творческих способностей подростков является неотъемлемой частью образовательного про ...
Особенности отличия традиционного процесса обучения и
инновационного
Традиционное обучение. Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительные признаки традиционной ...
Занятие как основная форма экологического образования дошкольников
Одним из важных средств образовательной работы с детьми дошкольного возраста является систематическое обучение на занятиях. На протяжении ряда десятилетий XX в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А. П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фрон ...