Большое значение при разработке методики формирования исследовательских умений средствами лабораторного практикума имеют дидактические принципы.
Е.Н. Бегинин, Б.С. Дмитриев, А.А. Князев, Н.Б. Ковылов, Ю.И. Левин, Ю.П. Шараевский свою методику строят на следующих дидактических принципах:
заинтересованность студента в экспериментальных исследованиях;
связь практикума с курсом лекций, но, при этом, не простая проверка известных закономерностей, а освоение методики измерений и анализ различий экспериментальных результатов;
многофункциональность и модульность измерительных комплексов для увеличения числа выполняемых заданий на одной установке и возможности их дальнейшей модернизации;
интенсификация образовательного процесса за счет экономии времени на рутинных вычислениях;
анализ, грамотная обработка и наглядное представление данных с использованием компьютерных технологий;
дифференциация работ по степени сложности в зависимости от способностей конкретного студента, его желания и умения работать с аппаратурой.
И.А. Осипова при разработке методики проведения практикума особое внимание уделяет следующим дидактическим принципам:
связь практикума с единой физической картиной мира;
профессиональная направленность практикума;
исследовательская ориентация учебного процесса;
использование современного оборудования;
соответствие высокому научному и методическому уровню.
В.Н. Воронцов, О.В. Денисова, С.Д. Ханин, Е.В. Цуревский считают главными дидактическими принципами методики проведения лабораторного практикума следующие:
ознакомление с основными проблемами данной отрасли промышленности на современном этапе;
целостный подход к изучению проблем дисциплины и ее научных основ;
сочетание научности и доступности;
сокращение разрыва между действительным состоянием отраслей промышленности и содержанием соответствующих им дисциплин;
связь с курсом лекций (единство эксперимента и теории);
исследовательская ориентация учебного процесса.
В.В. Светозаров, Ю.В. Светозаров при разработке методики проведения практикума опирались на следующие принципы:
экономия времени за счет сокращения рутинных процедур;
методическая полнота;
связь с единой картиной мира;
наличие легко модернизируемых комплексов;
наличие многофункциональных измерительных комплексов;
обучение работе с перспективной измерительной техникой;
выбор метода исследования и разработки схемы установки;
связь с курсом лекций (единство эксперимента и теории);
наличие реальных физических экспериментов;
прикладной характер выполняемых работ;
фронтальность, многоуровневость, организация самостоятельных экспериментальных исследований;
исследовательская ориентация учебного процесса.
Рассмотрев системы дидактических принципов, предложенных различными авторами, выделим принципы, имеющие, на наш взгляд, наибольшее значение:
усиление практической направленности;
реализация личностно- ориентированного подхода;
использование информационных технологий;
учет общности методов научного и учебного познания, интеграция теоретических и эмпирических знаний.
Похожие статьи:
Образцы зеркального письма у учащихся 1 класса
У леворуких детей отмечается и зеркальное рисование. Особенно четко это проявляется при копировании одной или нескольких фигур. Части фигуры или сами фигуры меняются местами: правые - налево, левые - направо. А ребенок при этом может не осознавать, что он неправильно рисует. Мы уже не раз говорили ...
Место и роль знаний о русских исследователях-путешественниках в
формировании географического кругозора учащихся
О роли и значении географии для общечеловеческой культуры и образования говорили и писали очень многие известные ученые и писатели. Речь шла о географии как явлении культуры, о значении географической составляющей общечеловеческой культуры, в том числе и для образования, в первую очередь школьного. ...
Основные направления методической системы обучения ООП в условиях
информатизации образования
Основные элементы объектно-ориентированного программирования Характерные идеи и методы программирования, и соответствующий образ мышления образуют так называемую парадигму программирования. Между парадигмами и языками программирования высокого уровня существует прямая связь. Для ответа на вопрос, к ...