Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива

Педагогика и воспитание » Теория детского коллектива в трудах А.С. Макаренко » Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива

Страница 1

Из положения о том, что воспитательный коллектив есть педагогически целесообразная организация жизни детей, вытекает и то, как она должна быть организована, каким содержанием насыщена.

Ставя своей задачей воспитать в ребенке определенные знания, навыки, убеждения, привычки, т.е. определенные черты личности, педагог должен организовать жизнь детей, а, следовательно, и насытить ее тем или иным содержанием. Педагогика, говорил А.С. Макаренко, не может лепить ребенка из ничего, "материалом будет советская жизнь во всех ее многогранных проявлениях".

По своему содержанию воспитание подрастающих поколений есть овладение опытом всех предшествовавших поколений. А опыт жизни во всех ее областях обобщается, прежде всего, в науке; научное обобщение - это самое объективное, верное обобщение опыта человечества. Поэтому овладение основами науки составляет значительную и важнейшую часть содержания воспитательного процесса. В коммуне им. Ф.Э. Дзержинского и в колонии им. А.М. Горького в последние годы полное среднее образование было обязательным для каждого воспитанника.

Но Макаренко считал невозможным ограничиться в воспитательной работе только обучением детей основам науки. Жизненный опыт человечества обобщается не только в науке, но и во всех других отраслях человеческой культуры: производстве, технике, искусстве, быту, принципах, нормах и привычках человеческих отношений, во всем поведении человека, в его умственных и физических качествах, способностях и навыках.

Учение не есть одностороннее упражнение отдельных сил и способностей ученика, оно требует человека целиком и целиком его воспитывает, предъявляя к нему комплекс разнообразных требований и вызывая его разностороннюю деятельность. "Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически", - говорил Макаренко, и в этом синтезе решающую роль играет научное образование. Поэтому, утверждал А.С. Макаренко, "систематическое приобретение основательных знаний в школе и своевременное ее окончание определяют путь человека в жизни, но это необходимо также для здорового и правильного формирования характера, т.е. в значительной мере этим определяется и судьба человека".

Совершенно неправильными являются попытки отдельных педагогов представить учение, игнорирующее учебную работу и дидактику. Воспитательная система, напротив, немыслима без этого главного звена. Но в разрешении задач и трудностей учебной работы он шел не пути традиционного - нудного натаскивания детей в порядке постоянного принуждения их к учению непосредственным воздействием педагога (и родителей), как это часто имеет место в нашей школе, а включал учебную работу во всю систему средств, гармонически организованных, и делал ее необходимой составной частью содержания жизни и деятельности воспитательного коллектива детей. Тем самым полностью разрешалась и попросту снималась проблема дисциплины на уроках, проблема детского сопротивления в учебе: коллектив требовал от каждого из воспитанников точного и неуклонного выполнения его учебных обязанностей.

Значительное место в жизни и деятельности воспитательного коллектива у А.С. Макаренко занимал производительный труд детей. Однако труд, как и другие элементы содержания воспитания, отнюдь не играет в системе воспитательного коллектива самодовлеющей роли; "Труд как воспитательное средство, - говорил А.С. Макаренко, - возможным только как часть общей системы" и " без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы".

Практика А.С. Макаренко по организации детского производительного труда на современном производстве показало, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками, причем не только навыками труда на сложных станках, но и организации производства. На заводах электросверлилок и фотоаппаратов "ФЭД" в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского производство было организованно так, что работая ежедневно 4 часа, воспитанники во время пребывания в коммуне проходили технологический процесс - на разных его ступенях - от овладения различными станками и сборки до руководства группами, участками и даже цехами. Сложность и разнообразие трудовых организаций и процессов на производстве позволяли воспитанникам проявить свои склонности и способности, развить таланты и своей общественной значимостью вызывали в детях чувство законной гордости за важность порученного им дела; кроме того, они обеспечивали такой воспитательный результат, закрепляемый в реальных качествах воспитанников, как разносторонность приобретаемых детьми навыков и умений, черт характера.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Дидактические игры
Особый вариант педагогического общения представляют дидак­тические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помо­щи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной дея­тельностью, и связывает ее с положительным мот ...

Понятие просодической стороны речи
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого ...

Специфика правил при обучении письму леворуких детей
Обучая и развивая леворукого ребенка следует помнить, что речь дошкольников подчиняется закономерностям не логического, а непосредственно чувственного восприятия, которое обеспечивается деятельностью правого полушария. Именно поэтому речь педагогов должна быть образной, богатой эмоционально и интон ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru