Задачи и специфика уроков чтения в специальной общеобразовательной школе 7 вида

Педагогика и воспитание » Проблемы внедрения инфокоммуникационных технологий в образовании Российской Федерации » Задачи и специфика уроков чтения в специальной общеобразовательной школе 7 вида

Страница 2

Важнейшей задачей уроков чтения в общеобразовательной школе является развитие речи учащихся. Одним из средств её развития является пересказ - свободная передача текста «своими словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим. Выделяют несколько видов пересказов, используемых в школе: рассказывание на основе личных впечатлений, подробный пересказ, краткий пересказ, выборочный пересказ, творческий пересказ.

Формирование навыка пересказа ведется от подробного пересказа к более сложным видам - краткому, выборочному и творческому.Пересказ текста на уроках чтения зависит от ряда условий:

а) от задачи, которой подчиняется процесс чтения и подготовка пересказа;

б) от степени активности, с которой учащийся включен в процесс работы над пересказом;

в) от особенностей текста.

В особом внимании нуждается проблема развития речи учащихся с задержкой психического развития.

Детям данной группы свойственно снижение работоспособности и неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятии, отставание в развитии мыслительной деятельности. Своеобразием отличается также мышление и речь детей с задержкой психического развития. Речь детей с задержкой психического развития имеет ряд особенностей. Её характеризует малый объем словарного запаса, излишняя вербализация, несформированность грамматического строя речи, недостаточность словообразовательных и словоизменительных процессов. При передаче текста отмечается значительное сокращение в объеме, малое количество смысловых звеньев, нарушение связей между отдельными предложениями текста. Эти особенности развития речи приводят к сложностям в выделении новой информации из текста, мешают преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности.

Изучив специальную литературу по данной теме, мы предполагаем, что формирование навыка пересказа является эффективным средством развития речи младших школьников с ЗПР. Формирования навыка пересказа способствует развитию памяти, обогащению словаря, усвоению выразительных средств языка. В процессе работы над пересказом происходит развитие навыков построения связных монологических высказываний, усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста, школьники учатся выделять и передавать главную мысль текста. У учащихся происходит формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью – умений соотносить содержание высказывания с предметом и темой высказывания.

Одна из функций уроков чтения в специальной школе - коррекция недостатков развития и познавательной деятельности. На уроках чтения совершенствуется память и внимание, развивается логическое мышление. Эти уроки имеют глубокую воспитательную направленность, активно помогают учащимся расширять круг знаний об окружающем мире. В процессе обучения чтению совершенствуется словарь учащихся, развивается связная речь. Все это способствует накоплению новых знаний и представлений об окружающем и преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Соединение части вида и части разреза
Рис.13.Соединение части вида части разреза Форма многих деталей такова, что при их изображении недостаточно дать только вид или только разрез, так как по разрезу иногда нельзя представить внешнюю форму детали. При изображении подобных деталей необходимо дать как вид, так и разрез, т. е. выполнить д ...

Взаимосвязь дошкольного и школьного физического развития
На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способст ...

Педагогика игры
Одна из главных сфер воспитания детей до школы — игра. По­этому при разработке проблем общественного дошкольного воспи­тания, естественно, к ряду главных относятся воспитательные возможности игры. Учитывая эти возможности, следует рассматривать игру как форму воспитания, как средство для решения оп ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru