Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Педагогика и воспитание » Проблемы внедрения инфокоммуникационных технологий в образовании Российской Федерации » Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Страница 2

Одна из психологических особенностей детей с задержкой психического развития состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления. Менее всего отстает в развитии их наглядно-действенное мышление. Дети с задержкой психического развития, обучающиеся в специальных школах или специальных классах, к IV классу начинают решать задачи наглядно-действенного характера на уровне их нормально развивающихся сверстников. Что касается заданий, связанных с использованием словесно-логического мышления, то они решаются детьми рассматриваемой группы на гораздо более низком уровне.

Такое значительное отставание в развитии мыслительных процессов убедительно говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности.

Отличается от нормы и речь детей с задержкой психического развития. Многим из них присущи дефекты произношения, что, естественно, приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети рассматриваемой группы имеют бедный словарный запас (особенно активный). Выражаемые имеющимися в словаре словами понятия часто неполноценны — сужены, неточны, а иногда и просто ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети с задержкой психического развития плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями; поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи. Дети рассматриваемой группы испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций и некоторых частей речи.

Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей, деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена. Было высказано предположение, что состояние их эмоционально-волевой сферы соответствует как бы предшествующей стадии развития. Психологические исследования подтвердили это лишь частично.

Один из компонентов готовности к школьному обучению - определенный объем знаний и представлений, который дети накапливают в период дошкольного детства. Другие ее компоненты— определенный круг навыков и умений и необходимый уровень сформированности эмоционально-волевой сферы (прежде всего мотивов обучения).

По мнению исследователей, дети с задержкой психического развитияобладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Так, к моменту начала изучения программного материала по русскому языку в школе дети испытывают трудности в осуществлении элементарных практических обобщений в области различных явлений языка (звуковых, морфологических, лексических, грамматических). У них отмечается несформированность элементарных фонематических представлений и умений производить несложные формы звукового анализа. Кроме того, ко времени поступления в школу дети владею значительно меньшим по сравнению с нормально развивающимися сверстниками объемом словаря, испытывают сложности в пользовании формами словоизменения, способами словообразования, а также различными видами предложений.

Практические знания о количестве, величине, форме предметов у детей данной группы отличаются неполнотой, разрозненностью. Несформировано умение оперировать небольшими множествами (сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать), сравнивать предметы по некоторым параметрам (длине, ширине, тяжести и др.), применять условную мерку при измерении длины и ширины предметов, объемов жидких и сыпучих тел и т. д.

Дети с задержкой психического развития с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Многие учащиеся не могут сразу включиться в работу, в результате им приходится догонять товарищей.

В целом деятельность этих детей характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью.

Анализ имеющихся сведений по психолого-педагогической характеристике детей с задержкой психического развития показывает, что задержка проявляется как в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Детям данной группы свойственно снижение работоспособности и неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятии, отставание в развитии мыслительной деятельности. Своеобразием отличается также мышление и речь детей с задержкой психического развития.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Психологические особенности способностей
Способности – это такие психологические способности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний и умений не сводятся. По оценке на экзамене, ответу у доски, удачно или неудачно выполненной контрольной работе невозможно сделать ...

Семья как фактор формирования личности
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в ...

Теоретические основы процесса воспитания
Понятие «воспитание» тесно связано с понятиями «образование» и «обучение». В современной педагогической науке нет определенности в отношении приоритета понятий «воспитание» и «образование». Воспитание ведет свой изначальный смысл от старославянского слова «питати» — кормить и, следовательно, означа ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru