Структура социальной педагогики

Страница 1

Существуют различные определения социальной педагогики. Вот некоторые из них: «Социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах». (Х. Мискес). «Смысл социальной педагогики – помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения» (Е. Молленхауер). «Социальная педагогика – это наука о воспитательных влияниях социальной среды». (В.Д. Семенов).

Из этих определений можно заметить, что социальная педагогика связана с целенаправленной деятельностью субъекта воспитания, с целью помочь объекту воспитания адаптироваться к окружающей общественной среде, реализоваться как личность, гражданин конкретного общества.

Другими словами социальную педагогику следует рассматривать с позиций, которые прослеживают два направления: социальное и личностное.

Социальное направление представляют социопедагогика и педагогика среды.

Социопедагогика изучает проявление государства и среды жизнедеятельности человека в сложившейся законодательной базе, в создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, в обеспечении их функционирования, имеет официальный социопедагогический характер, а так же «неписанные законы», которые складываются в государстве, в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в обществе в вопросах воспитания подрастающего поколения.

Педагогика среды рассматривает социальное воспитание – влияние семьи, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средств массовой информации; игрушек и игр ребенка; книг, которые он читает; круг друзей; авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которые попадает человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое.

Личностное направление так же рассматривает человека с двух точек зрения: как социальную единицу и изучает личностную позицию и активность человека в социальном самосовершенствовании. Здесь важное значение имеет роль самого человека в социальном становлении. Она может быть различна в зависимости от возраста, индивидуальной активности и любознательности. Формирования мировоззрения и воспитания нравственно-волевых качеств в значительной степени определяют дальнейшее социальное самосовершенствование и изменения в человеке на разных возрастных этапах его жизни.

Как мы видим – среда под различным углом зрения – главный фактор становления личности в обществе, т.е. его социализации, успешному осуществлению которой и способствует социальная педагогика.

По определению À.В. Никитина социальная педагогика – это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации (или ресоциализации) человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий).

Главная цель социальной педагогики – помочь человеку (группе) сориентироваться в условиях общества, способствовать социальному формированию личности (группы) с учетом ее своеобразия и социокультуры государства, поддержать, защитить, организовать реабилитацию.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Рекомендации по проведению занятий, направленных на развитие правовой грамотности дошкольников
Проведение занятий с детьмипрежде всего должно быть направлено на вовлечение детей с раннего возраста в процесс формирования их правового (нравственно-правового) сознания. К общим для всех занятий можно отнести следующие образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи: ознакомление дете ...

Методы и приемы обучения на занятиях
При обучении лепке детей старшей группы воспитатель применяет многие методы и приемы, которые определяются конкретной темой и общими задачами. С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как ребенку приходится все время сравнивать с ней свое изделие. Лепка с нат ...

Результаты работы по программе экологического образования и воспитания младших школьников
Формирующий эксперимент, проводимый по нашей программе во втором классе читинской средней школы № 47 показал, что дети стали больше интересоваться природой, у них расширились экологические знания. Учащиеся стали более эмоционально воспринимать природу и произведения искусства о природе. Так, наприм ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru