Подведение итогов экскурсии

Страница 1

Заключительная беседа экскурсовода не завершает подведение итогов экскурсии. Знания, приобретенные учащимся на производственной экскурсии, требуют систематизации, развития, закрепления. Это достигается в процессе последующей классной и внеклассной работы с материалом экскурсии.

К первому после экскурсии уроку экологии, пока еще свежи в памяти впечатления, учащиеся должны оформить свои записи, сделанные по ходу экскурсии, и подготовиться по ним отвечать.

На итоговом уроке проводится обобщающая беседа, первый этап который строится в основном по тому же плану, что и экскурсия. На подготовительном к экскурсии уроке учитель рассказал учащимся о том, что они увидят на производстве, на что им следует обратить внимание, проверяя при этом знания химических основ того производства, которое является объектом предстоящей экскурсии. На итоговом уроке рассказывают о производстве преимущественно сами учащиеся, а учитель лишь направляет беседу постановкой вопросов, делает необходимые уточнения, дополнения и обобщения. Обсуждения вопросы из числа тех, которые были даны на подготовительном уроке перед экскурсией; опрашивать при этом следует учащихся всего класса независимо от того, в состав какой группы они входили.

Подводя итоги экскурсии, учитель проверяет: а) значение сырья, используемого на предприятии, получаемого продукта, основной аппаратуры, принципов ее устройства и работы; б) понимание важнейших химических процессов, условий их осуществления и способов управления ими; в) значение основных трудовых функций работников ведущих профессий химических производств.

Чтобы приучить учащихся во время экскурсии внимательно наблюдать, следует проверять степень усвоения преимущественно экскурсионного материала. Поэтому вопросы надо формулировать так, чтобы учащиеся рассказывали обо всем, что они увидели, что узнали, в той последовательности, какой проходила экскурсия. При этом важно, чтобы ответы представляли собой подробный и связный рассказ. Учащихся следует ориентировать на то, чтобы их ответы строились преимущественно на том материале, который они непосредственно увидели на производстве, и иллюстрировались наглядными пособиями: таблицами, схемами, коллекциями, собственными схематическими зарисовками отдельных объектов.

Перед экскурсией учитель не имеет возможности останавливаться на деталях производства; поэтому в данном случае будет целесообразно ставить перед учащимися такие дополнительные вопросы, ответы на которые должны быть конкретными.

Целью второго этапа обобщающей беседы, проводимой на итоговом уроке, является анализ фактического материала, связь его с ранее изученным и выявление общего в химических производствах. Это возможно в тех случаях, когда учащиеся уже посетили одно или несколько предприятий и в классе изучили несколько отдельных производств. Для обсуждения можно предложить вопросы о том, какие аппараты, машины из тех, которые видели учащиеся на данной экскурсии, уже встречались им во время посещения других производств или при изучении в классе. В зависимости от того, на каком этапе изучения химии (экологии) находятся школьники и какова их предшествующая подготовка, они могут выявить целый ряд аппаратов, имеющих общее устройство.

Экскурсионный материал учителю следует дополнить тем материалом, который нецелесообразно было объяснять на предприятии, чтобы не удлинять экскурсию, если в процессе экскурсии не были выявлены общие принципы современного производства, а учащиеся знакомы с этим материалом по предыдущим урокам, соответствующие обобщение можно провести в процессе разбора ответов на вопросы учителя. Если эти вопросы вызывают затруднения у учащихся, то учителю самому следует выявить общие принципы производства после того, как основные фактические сведения о производстве будут повторены в классе. Освещая тот или иной принцип, непременно следует сопоставить те производства, где использование данного принципа достаточно ярко проявляется.

На протяжении всего итогового урока перед глазами учащихся должны быть общая технологическая схема производства, модели или схемы отдельных аппаратов. Желательно, эти схемы были выполнены с максимальным приближением к тем объектам, которые учащиеся наблюдали. Можно провести просмотр кинофильма, кинофрагмента, диапозитивов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Организация кружковой работы с младшими школьниками в системе экологического образования и воспитания
Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования: - научно-познавательно; - ценностного; - нормативного; - практически-деятельностного ...

Анализ методической литературы по теме: «Подобные треугольники»
Учебно-методический комплект включает: Учебник «Геометрия» для 7-9 кл., Атанасян Л.С. и др. Рабочие тетради по геометрии для 7,8 и 9 классов, Атанасян Л.С. и др. Дидактические материалы по геометрии для 7-9 кл. , Зив Б.Г , Мейлер В.М Задачи по геометрии для 7-11 классов, Зив Б.Г , Мейлер В.М Методи ...

Базовые теории развития и воспитания личности
В существующей на сегодняшний день педагогической литературе разных авторов нет единого понимания воспитания, указываются различные подходы к осуществлению воспитательного процесса. Поляков С.Д. предлагает для выведения типов воспитательных взаимодействий опираться на психологические концепции личн ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru