Психолого-педагогическая классификация учебных дисциплин и их предметно-методическая презентация

Педагогика и воспитание » Методология, теория и практика педагогического проектирования » Психолого-педагогическая классификация учебных дисциплин и их предметно-методическая презентация

Страница 2

На основе предложенной классификации можно выделить два аспекта операционализации проектирования педагогической технологии. Первый из них может быть представлен в следующей ориентировке;

а)"структурно-ориентированная" организация предметного знания предполагает акцент на основах концептуальных построений учебного предмета при отборе учебного материала; на алгоритмах действия при знакомстве учеников с ним и отработке ими "навыков" предметно-специфического мышления;

б)"позиционно-ориентированная" организация предполагает акцент на феноменологии предмета и языках его описания при отборе содержания обучения, на ориентировочных Предметно-смысловых схемах при знакомстве учеников с содержанием и отработке умений "конфигураторного" типа;

в)"смысло-ориентированная" организация - при отборе содержания обучения ориентированного на вписывание личности в национальный и мировой культурный процесс; при знакомстве учеников с выделенным содержанием и "движении в предмете" - на создание ситуаций психологически адекватных их возможностям "опознания" себя в материале и формирование у них умений выражать себя.

Второй аспект проблемы разработки технологии личностно-ориентированного обучения может быть представлен ситуацией выбора средств "специфического" обеспечения обучения с ориентацией на параметры личностного развития. Подобный выбор может осуществляться с использованием следующей таблицы:

Параметры личностного развития

Группы учебных предметов

структурнориентир.

позиционно-ориентир.

смысло-ориентир.

мотивация

познават. интерес

точка зрения

ценности этические и эстетические

рефлексия

основания рассуждений

сравнение позиций

выражение "Я"

самостоятельность

аргументац. высказывай.

умение слушать

разнообразие выражения

эмоции

истина

уважение позиции

красота

Предложенная краткая интерпретация классификации учебных дисциплин позволяет предложить вариант психолого-дидактического анализа их предметно-методической презентации, которая по нашей схеме проектирования педагогической технологии составляет ее необходимый этап. Для наглядности нашего подхода в решении данного вопроса воспользуемся таблицей.

Содержательно методические аспекты

Типы учебных дисциплин

 

организации обучения

структурно-ориентирован.

позиционно-ориентирован.

смысло-ориентирован.

1. Содержание

1.1 Уровень общности научных понятий

всеобщее

общее

единичное

1.2 Соотношение предметно-спец., общелогического и предметно-личностного

предметно-спе-цифич. = общелогическому предметно-личностного

предметно-специфич. == общелогическому = предметно-личностного

предметно-спе-цифич. = предметно-личностному общелогического

1.3 Проблемность

"операционная" эвристики

алго - твор-ритм чество

"организационная" конформизм конф - кон-

ликт сенсус

"смысловая"

знак термин символ

2. формы и методы

2.1, Акценты и спец. упражнения

логика

социально-психологический тренинг

тренинг личностного роста

2.2 Характер управления

формирование

ориентирование

стимулирование

2.3 Самостоятельность

"квазиисследование

"кооперация" позиций, полей

самовыражение

2.4 Характер объяснений

индукция-дедукция

создание условий для смены позиции, точки зрения .

создание условий для вчувствования, эмпатии, сопереживания

2.5 Специфика презентации учебного материала

наглядно-образная

наглядно-действенная

образно-действенная

2.6 "Базовая технология

задачная

коммуникативная

личностного роста

3. Контроль

умений, навыков, способности объяснить

Умений, навыков, способности толковать

Умений, навыков, способности понимать

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Сущность педагогической технологии
Понятие "технология" прочно вошло в тезаурус современной педагогической науки. В отечественной и зарубежной педагогике ведутся серьезные исследования по проблемам технологизации педагогической деятельности. За несколько десятилетий это понятие претерпело эволюцию, суть которой в последова ...

Профориентационные тесты, рекомендуемые для изучения
Курс «Профессиональная ориентация молодежи» был бы неполным, если бы были упущены из внимания те диагностические методики, которые позволяют определить способности, интересы личности, дать прогноз по успешности профессиональной деятельности в той или иной профессиональной деятельности. Поэтому мы с ...

Основы взаимодействия классного руководителя с родителями
Основы взаимодействия классного руководителя с родителями сформулировал ещё В.А. Сухомлинский: "Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет пр ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru