Пример: Доказать неравенство: , где
.
Аналитический |
Синтетический |
|
|
Используя аналитический метод, учащийся действует сознательно и убежденно, т.к. он знает с чего начать. Но аналитический метод доказательства не всегда правомерен. Покажем это на примере простого софизма.
Пример: Доказать, что 3= -3.
Док-во: Пусть 3=-3 32=(-3)2 – возвели почленно в квадрат
9=9 и получили истинное утверждение, значит, и исходное (требуемое) утверждение верно (!?).
II. б) Восходящий анализ:
Дано: Окружность; CD, AB – хорды, ABCD=M.
Доказать: AM∙MB=CM∙MD.
Док-во: не известно, верно ли доказываемое равенство, но если получим пропорцию: , будем иметь подобия треугольников:
AMD~
CMB. А это возможно в случае равенства соответствующих углов:
1=
2, т.е.
BCD=
BAD – как вписанные;
3=
4, т.е.
ADC=
ABC – как вписанные.
Восходящий анализ проиллюстрировал процесс сведения задачи к подзадачам.
Идея этого метода: для того чтобы А было верно, достаточно, чтобы было верно В и так далее.
Преимущество этого метода в процессе изучения математики: а) восходящий анализ обеспечивает сознательное и самостоятельное отыскание метода доказательства теоремы самими учащимися; б) Способствует развитию логического мышления; в) обеспечивает осознанность, целенаправленность действий на каждом этапе доказательства; г) схема метода проста: что требуется доказать? Что для этого достаточно доказать?
III. в) Нисходящий анализ.
Задача. Доказать, что квадрат медианы, проведенной к катеты прямоугольного треугольника, сложенный с утроенным квадратом половины этого катета, равен квадрату гипотенузы.
Дано: ABC,
C=900, BM – медиана: AM=MC
Доказать:
(1)
Док-во: рассмотрим BCM. Он прямоугольный, тогда:
(2) в уравнение (1):
(3)
(4).
Похожие статьи:
Методы музыкального обучения в детском саду
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ. Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее о ...
Система упражнений по обогащению речи учащихся 5 классов изобразительными
средствами
Одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи. На ...
Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для формирования речи и всех ее компонентов. Устная речь предполагает наличие голоса, и уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Крик является пе ...