В методической системе выделено три этапа: пропедевтический, репродуктивный, продуктивный.
Этапы работы над эпитетом.
Этап |
Цель |
Методы |
Упражнения |
Пример |
1. Пропедевтический |
Пробудить у учащихся интерес к образным выражениям, встречающимся в художественных произведениях и в живой речи, создать положительную мотивацию для их изучения; привлечь внимание учеников к эпитету как средству развития образной речи. |
Сообщение, беседа, наблюдение. |
Аналитические упражнения – направленные на формирование умения находить образные выражения в тексте; упражнения, направленные на формирование умения выделять эпитеты среди образных средств языка. |
Задание. Прочитайте. В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках. (по М. Пришвину) - Что вы себе представляете, прочитав текст? Какая картина возникает в воображении? -Какое необычное словосочетание помогло вам? (молодые разноцветные осинки). -Почему осинки молодые, но уже разноцветные? (в лес пришла осень. Все осинки надели желтые сарафаны. В глазах рябит от буйства красок). |
2. Репродуктивный |
Помочь пятиклассникам усвоить оттенки значений эпитетов и способы употребления их в художественном тексте. |
Беседа, наблюдение, самостоятельный анализ языкового материала. |
Аналитико-синтетические упражнения направленные на формирование умения определять, какой частью речи выражен эпитет и какова его синтаксическая роль в предложении; упражнения, направленные на формирование умения понимать художественную значимость и необходимость эпитетов в данном тексте |
Задание. Прочитайте. Столько времени прошло, а все было серебряное утро. Собака вошла в воду. Выбежала серебряная. Недалеко медведица переходила с медвежонком ручей, сама, старая, перешла, а неуклюжий бултыхнулся и выскочил весь серебряный, и побежал за матерью… (По Пришвину) - Какое утро описывает Пришвин? (Серебряное утро). -Почему утро серебряное? -что хотел передать нам автор? (Автору нравится это утро. Еще довольно прохладно и потому возникает ощущение свежести) |
3. Продуктивный |
Постижение учащимися различных приемов создания образности с помощью эпитетов. |
Реконструирование и конструирование текста, изложение, сочинение. |
синтетические упражнения - направленные на формирование умения составлять словосочетания с эпитетами. |
Задание. Прочитайте и озаглавьте текст. Перед рассветом стало особенно холодно. Мы притушили костер и загремели по снегу. Именно загремели: каждый шаг проламывал снежную корку. Она рушилась, звеня, точно стекло. Тогда мы привалились спинами к стволам сосен, оттоптали ногами гремучий снег и затихли. (По Н. Сладкову). -Почему автор дал снегу такое название – гремучий? Запишите свое рассуждение. Представьте, что снег повалил большими хлопьями. Попробуйте описать это, используя эпитеты. |
Похожие статьи:
История развития видов живописи
Технология живописных материалов и техника живописи имеют свою историю развития. Технология живописных материалов занимается изучением живописно-технических свойств материалов, способов приготовления и наиболее целесообразного применения их в живописи. В своей работе художник применяет определенные ...
Дидактическая игра как средство интеллектуального
развития
В последнее время педагоги и родители часто сталкиваются с трудностью приобщения детей к активному отдыху. Одной из самых доступных форм активного досуга остается игровая деятельность. Большим успехом пользуются интеллектуально - творческие игры для младших школьников. Можно выделить следующие виды ...
Методика обучения учащихся решению задач
Этапы решения геометрических задач: I Этап: Выделение требования задачи, объектов и отношений между ними, выполнение рисунка, отметка на нем данных и искомых элементов, краткая запись условия и заключения задачи. Какая фигура дана? Что известно? Что необходимо найти? II Этап: Анализ условия и требо ...