Письменной речью, как и чтением, дети, как правило, овладевают в школе; при этом используется их практическое владение устной речью, знание общеупотребительной лексики, основ грамматики родного языка.
В школе обе формы (устная и письменная) и обе разновидности речи (диалог - монолог) получают дальнейшее развитие. При этом не только устная речь влияет на письменную, но и, наоборот, под влиянием письменной речи формируются книжные стили устной формы литературного языка. Работа по развитию речи производится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые умения.
Работа по формированию правильной и хорошей речи связана с изучением основных языковых единиц – таких как звук, слово, словоформа…
Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая словесником специально и попутно для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (в произношении, дарении, в построении предложений), а также умениями выражать свои мысли в устной и письменной форме., пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
В методике преподавания русского языка принято выделять разделы Работы по развитию речи. Например – работа над лексикой и фразеологией в аспекте обогащения словарного запаса – А.В. Текучев, М.Т. Баранов, Н.В. Колокольцев, работа над словосочетанием и предложением – А. Текучев и др.
При этом предметом работы по развитию речи на уроках русского языка становится функционирование языковой единицы, под которым необходимо понимать не просто значение, функцию, роль той или иной единицы языка в системе языка, а назначение, применение, использование языковых средств для передачи некоторого «интеллектуального» содержания, их употребление живом общении, организацию языковых единиц и их взаимодействие в коммуникативном акте, реализацию потенциальных свойств языковых средств в речи в зависимости от особенностей самих средств, цели высказывания.
Т.А. Ладыженская и В.И. Капинос разработали методику работы над единицами языка в их соотношении в аспекте коммуникативного плана их усвоения. Рассмотрим соотношение единиц языка, разделов школьного курса русского языка и разделов работы по развитию речи (таблица 1) Предлагаемый подход выделения основных разделов работы по развитию речи в соответствии с основными единицами языка отражает традиции отечественной методики и позволяет привести в определенную систему сложившийся к нашему времени объем работы по развитию речи.
В соответствии с этим подходом выделяется, по крайней мере, семь разделов работы по развитию речи (их наименование смотрите в таблице 1, в графе 3). «Культура речи», «Стилистика», «Связная речь» - собственно речевые разделы; в первых двух предметом изучения является функционирование языковых средств, в третьем – такое сложное речевое образование, каким является текст.
Разделы школьного курса русского языка |
Единицы языка, изучаемые в этих разделах |
Разделы работы по развитию речи (в которых рассматривается функционирование указанных единиц языка) |
Фонетика |
Звук |
Работа над звуковой стороной языка |
Словообразование |
Части слова |
Работа над значащими частями слова |
Лексика и фразеология |
Слово |
Работа над словом (изобразительными средствами) |
Морфология |
Словоформа |
Работа над морфологическими средствами речи |
Синтаксис |
Словосочетание Предложение Сложное синтаксическое целое |
Работа над синтаксическими средствами речи (выразительные средства) |
Культура речи |
Все единицы языка |
Культура речи |
Стилистика Связная речь |
Текст |
Стилистика Связная речь |
Похожие статьи:
Как решать проблему контроля и оценки домашнего задания
Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом домашнее задание вы сможете потом проверить и оценить. Это правило применяется до сих пор не везде. Не всегда учитель проверяет, выполнили ли школьники домашнее задание. Ещё реже контролю подвергается полнота, правильность и форма вы ...
Определение понятия текущего контроля
Текущий контроль успеваемости студента - одна из составляющих оценки качества усвоения образовательных программ. Текущий контроль проводится в течение семестра по итогам выполнения студентами лабораторных и практических занятий, курсовых проектов и работ, участия в семинарах, тестировании, выполнен ...
На что следует обращать внимание учащихся, давая задание на дом
Планируемое воздействие домашнее задание оказывает только тогда, когда учащиеся должным образом его выполняют. Создать необходимые для этого условия, мотивировать отношение школьников к домашней работе – вот главная задача учителя, дающего задание на дом. Что же конкретно имеется в виду? В значител ...