Особенности письма младших школьников с ЗПР

Страница 2

Как видим, примерно у 45% детей младшего школьного возраста с ЗПР прослеживается стойкое нарушение письма, что выражается в постоянно большом количестве ошибок в их письменных работах. Для письма этих детей характерными являются такие ошибки, как слияния и разрывы слов, перестановка букв и слогов. Одинаковые виды ошибок у разных групп испытуемых свидетельствуют об общих затруднениях в письме, испытываемыми всеми младшими школьниками. Анализ тетрадей учащихся с ЗПР, повторное проведение тех же диктантов, беседы с учителями позволили сделать вывод о том, что у 40% исследованных детей количество и виды ошибок имеют непостоянный характер. Одни и те же дети в одно время могут хорошо справиться с написанием даже сложного речевого материала, а в другое время – допустить много ошибок в письме более простого материала.

Наблюдения позволяют предположить, что основной причиной таких противоречивых результатов письма является состояние работоспособности ребёнка в момент выполнения письменной работы. Работоспособность школьников с ЗПР крайне непостоянна и зависит от многих причин как внешних, так и внутренних, индивидуальных для каждого ребёнка. Например, у некоторых детей письмо лучше в начале дня, у других – в середине; одни лучше справляются с контрольной работой, чем с обычной, другие наоборот, хуже выполняют контрольную работу, поскольку чрезмерное волнение отрицательно сказывается на результатах письма. Одни дети лучше пишут в классе, другие - дома. В каждом конкретном случае необходимо выяснить причины, препятствующие успешному формированию письма, чтобы иметь возможность предупредить или устранить их.

Наблюдение за процессом письма выявили, что большинство детей с ЗПР негативно реагирует на выполнение письменной работы, особенно диктанта. Письмо для них нелёгкий процесс, и результаты его часто служат причиной появления отрицательной оценки учителя и связанных с этим переживаний. Детям трудно настроится на работу, сконцентрировать внимание на восприятии речевого материала. Несмотря на то, что диктуемый отрезок многократно повторяется учителем, дети часто переспрашивают, затрудняясь сохранить его в памяти.

Для детей с ЗПР характерно отсутствие или очень низкий уровень самоконтроля при письме. В большинстве случаев они не замечают допущенных ошибок, хотя в другое время (в других условиях) многие способны правильно написать эти же слова или предложения.

Учащиеся с ЗПР часто отвлекаются в процессе письма что, вероятнее всего связано не только с особенностями их внимания, но и с возможностью при отвлечении снять напряжение и усталость, возникшую при письме.

Темп письма учащихся с ЗПР неравномерен, у большинства медленный. Часть детей вообще не успевает записать полностью диктуемый речевой отрезок. Рука во время письма у многих напряжена. Почерк часто непостоянен даже в пределах одной письменной работы.

Эти особенности процесса письма младших школьников с ЗПР, а также большое количество дисграфических ошибок в их письменных работах могут быть обусловлены как сложностью самого процесса письма, требующего координированного участия и взаимодействия целого комплекса психических процессов, так и своеобразием состояния произвольной психической деятельности детей с ЗПР, затрудняющим своевременное формирование и автоматизацию навыка письма.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. В письме младших школьников с ЗПР встречается большое количество дисграфических ошибок. У 45% детей ошибки в письме имеют стойкий повторяющийся характер и содержатся во всех видах письменных работ. Для большинства младших школьников с ЗПР характерны повышенная отвлекаемость в процессе письма, низкий уровень самоконтроля, затруднения в удержании речевого материала в кратковременной памяти, недостаточность графо-моторных навыков.

Дисграфические проявления в письме детей с ЗПР и вызывающие их причины требуют от учителя и логопеда учета индивидуальных психологических особенностей учащихся с ЗПР c целью побора адекватных дефекту методов профилактической и коррекционной работы.

Наличие вышеназванных ошибок свидетельствует о том, что ребенок, не имеющий отчетливого представления о звуковом составе слова, записывает его наугад, улавливая лишь те составляющие его звуки, которые ему показались наиболее «яркими». Единственный путь преодоления такого вида ошибок – развитие у детей функции звукового анализа и синтеза слов. Только тогда, когда ребенок будет совершенно отчетливо представлять себе звуковой состав каждого записываемого слова, можно будет не сомневаться в том, что он «не забудет» обозначить буквой ни один из составляющих это слово звуков и сумеет воспроизвести правильную их последовательность.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Общая ориентировочная основа проектирования педагогической технологии в системе ЛОО
Разработанная нами в 2.2 и 2.3 схема педагогического проектирования, приведенное определение педагогической технологии и уточненное определение ЛОО позволяют дать такую обобщенную ориентировочную схему алгоритма разработки технологии обучения. Порядок перечисления действий педагога в отдельных ее ч ...

Содержание и этапы работы по пунктуации в школе
Содержанием работы по пунктуации в школе являются знания по пунктуации и пунктуационные умения. Ступенчатое изучение пунктуации определяет этапы работы над пунктуационными знаниями и умениями. Пунктуационные понятия и правила, изучаемые в школе: Основная единица пунктуации. В соответствии с назначе ...

Особенности развития творческих способностей младших школьников в изостудии
Особенностью процесса формирования творческих способностей в системе дополнительного образования детей является то, что занятия предоставляются детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режим ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru