Методика подбора и использования практико-ориентированных задачв обучении физике

Педагогика и воспитание » Дидактические средства реализации практико-ориентированного обучения физике » Методика подбора и использования практико-ориентированных задачв обучении физике

Страница 1

В учебно-методическом комплекте «Перспективная начальная школа» разработан инструментарий, который предполагает включение всех учащимся в решение «жизненных» задач-ситуаций при изучении всех предметов.

Проанализируем, например, учебно-методический комплект по математике, который, по нашему мнению, содержит все необходимые предпосылки для введения практико-ориентированных задач при изучении этого конкретного предмета.

Программа первых-четвертых классов предусматривает специальные разделы, посвященные:

- анализу текстов, на предмет возможности перевода их в математическую область, возможности применения к ним математических средств (1 класс);

- формированию способности к применению широкого спектра средств решения (2 – 4 классы);

- обсуждению вопрос о рациональности выбора того или иного средства (инструмента) решения задачи (2-4 классы);

- рассмотрению задач с избыточными данными (3-4 классы);

- рассмотрению задач с недостающими данными и целенаправленному поиску источников их пополнения (3-4 классы).

Сама структура курса выстроена таким образом, что с первой встречи с задачами у учащихся закладывается видение дискретности этапов, составляющих путь от условия к требованию, целенаправленно формируется потребность неоднократного возвращения к исходным условиям.

Обучение решению задач ведется на основе применимости различных математических средств (инструментов), а не на основе их традиционной методической классификации.

Очевидны два типа требований к учебно-практическим задачам: требования к тексту задачи (стилистические) и требования к организации её решения (организационные).

Проанализируем, прежде всего, стилистические требования к таким «жизненным» задачам.

Текст задачи должен описывать реально существующую, житейскую ситуацию. Следовательно, как и описание любой жизненной ситуации, задачный текст должен быть «зашумлен», избыточен, то есть иметь ряд подробностей, не относящихся к основному требованию задачи.

Кроме того, текст задачи не должен указывать на способы и средства ее решения.

Проблема или ситуация должны быть адаптированы к возрастным и психологическим особенностям школьника, мотивировать его познавательный интерес.

И что крайне важно, такие задачи не могут быть прерогативой какого-то одного предмета. Само решение таких задач может и должно быть рассчитано на привлечение знаний из разных предметных областей.

Не менее важно соблюдать и организационные требования.

Задача должна содержать открытую (т.к. мы говорим об обучении) цепочку последовательных заданий.

Каждое отдельное задание общей задачи должно содержать требование и набор необходимых (и избыточных) данных.

Часть данных может располагаться в преамбуле задачи.

Предложенные задания должны быть связанны между собой (не обязательно, линейно – последующее с предыдущим).

Результат, полученный при выполнении первого задания, должен служить условием второго задания, а результат - второго, условием третьего и т.д.

Наполнение учебных материалов, задачами, приближенными к жизни потребовало, с одной стороны, содержательной разработки таких задач, с другой создание специальных методик работы с ними.

В 9 классе учащиеся приступают к изучению последних тем курса физики основной школы.

Им предстоит не только получить новые знания. но расширить и углубить уже имеющиеся. Особенно часто нужно будет обращаться к полученным ранее знаниям при изучении первой главы учебника, которая называется «Законы взаимодействия и движения тел».

На первый взгляд в этой главе излагаются многие из тех вопросов с которыми они уже встречались при изучении физики в 7 классе. К ним относится. например, механическое движение и его относительность, закон инерции. взаимодействие ‘тел как причина изменения их скорости, всемирное тяготение и некоторые другие вопросы.

На самом же деле изучение этой главы расширяет знания и поднимает их на новый более высокий уровень — уровень законов. Так, если в 7 классе изучали равномерное движение, то в 9 классе перейдут к рассмотрению движения неравномерного (о котором ранее только кратко упоминалось). В связи с этим познакомятся с такой важной физической величиной, как ускорение. Узнают, что является причиной его возникновения, поймут почему в одних случаях тело движется прямолинейно, а в других — криволинейно, и многое, многое другое. Познакомятся также с основой основ механики — тремя законами Ньютона, законом сохранения импульса, законом всемирного тяготения и научитесь применять их для объяснения различных происходящих вокруг нас явлений. Школьники должны быть готовы к тому что для успешного освоения этой главы понадобятся некоторые элементарные сведения о векторных величинах об их проекциях и модулях полученные в курсе геометрии.

Знания, полученные при изучении первой главы, понадобятся для понимания материала трех остальных глав учебника. Например, сведения об ускорении будут полезны при рассмотрении таких важных явлений как механические колебания и переменный электрический ток, возникновение электромагнитного поля и излучение электромагнитных волн. Знание второго и третьего законов Ньютона поможет понять, в частности, суть опытов по исследованию строения атомов вещества. А с помощью закона сохранения импульса смогут, например, объяснить, почему при делении атомного ядра его осколки разлетаются в противоположные стороны.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Характеристика творчества в учебно-воспитательном процессе
Творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество скорее не вид, а стиль деятельности. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для челов ...

Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива
Организация деятельности воспитательного коллектива идет по разным линиям; она заключается в делении общего коллектива на коллективы первичные; жизнь и поведение воспитанников дисциплинируются, закрепляются в строгом и четком режиме, получают соответствующую эмоциональную окраску, приобретают опред ...

Особенности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития
Деятельность детей с задержкой психического развития характеризуется общей неорганизованностью и недостаточной целенаправленностью. Отмечается и слабость ее речевой регуляции. Это выражается в том, что дети затрудняются в адекватном словесном обозначении совершаемых действий и точном выполнении пре ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru