Указанный подход к структуре урока исключает шаблонность в проведении уроков, расширяет рамки творческого мастерства учителя при разработке методической подструктуры каждого в отдельности взятого урока, элементами которой будут различные виды деятельности учителя и учащихся, их пошаговые движения к достижению, реализации цели урока. Методическая подструктура урока, которую разрабатывает учитель на основе дидактической структуры, характеризуется большой вариативностью. Например, на одном уроке она может предусматривать рассказ учителя, постановку вопросов на воспроизведение учащимися сообщённых им знаний; на другом – показ способов деятельности, его воспроизведение учащимися, применение этого же способа в новых, нестандартных ситуациях и др.; на третьем – решение поисковых задач, с помощью которых приобретаются новые знания, обобщения учителя, воспроизведение знаний и т.д. Всё это, несомненно, свидетельствует о том, что практически невозможно дать единую схему для всех уроков по всем учебным предметам, изучающимся в школе. Методическая подструктура урока в отличие от дидактической – величина переменная. Число элементов в ней, их номенклатура и последовательность определяются учителем, исходя из общей дидактической структуры урока и целей образования, развития и воспитания учащихся. Методическая подструктура урока отражает основные этапы обучения и характер организации урока.
Таким образом, если дидактическая структура урока является постоянной и в деятельности учителя выступает в виде общего предписания, общего алгоритма организации урока, то методическая подструктура обязывает его планировать конкретные виды деятельности: выполнение упражнений, решение задач, ответы учеников; объяснение материала с применением адекватных методов и средств: решение практических и учебных задач под руководством учителя и самостоятельно. При создании методического проекта урока учитель исходит из принципа оптимального достижения целей, где немаловажную роль в обеспечении успешности учебно-познавательного процесса – процесса воспроизведения прежних и усвоения новых знаний играют: создание мотивации, психологического комфорта, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Типологии уроков посвящено много научных работ. И, тем не менее, на сегодняшний день эта проблема остаётся спорной в современной дидактике. Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Например, уроки классифицируют, исходя из дидактической цели (И.Т. Огородников, И.Н. Казанцев), цели организации занятий, содержания и способов проведения урока (М.И. Махмутов), основных этапов учебного процесса (С.В. Иванов), дидактических задач, решаемых на уроке (Н.М. Яковлев), методов обучения (И.Н.Борисов), способов организации учебной деятельности учащихся (Ф.М. Кирюшкин). М.И.Махмутов в своей работе предлагает классифицировать уроки по цели организации, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся.
В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:
- уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);
-уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока);
- уроки обобщения и систематизации (3-й тип);
-комбинированные уроки (4-й тип);
- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).
Эта классификация является весьма перспективной, хотя и непризнанной всеми теоретиками-дидактами. Кратко остановимся на характеристике каждого в отдельности типа уроков.
Урок изучения нового материала. Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности. Наиболее применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объёмистый материал, применяется крупноблочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, самостоятельная работа с учебником, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д. Отсюда и виды уроков, применяемые в рамках этого типа уроков, являются весьма разнообразными: урок-лекция, урок-семинар, кино-урок, урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа), урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке). Общим для всех этих видов уроков является то, что время урока отводится на работу учащихся с новым материалом, в ходе которого применяются всевозможные приёмы активизации познавательной деятельности школьников: придание изложению нового материала проблемного характера, использование учителем ярких примеров, фактов, подключение учащихся к их обсуждению, использование наглядного материала и технических средств обучения. Всё это нацелено на содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и умение поддерживать внимание и мыслительную активность учащихся при работе с ним. Кроме этого, общим является и то, что на уроке, в ходе изучения нового материала, идёт работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Ведь невозможно изучать новый материал, не вспоминая и не опираясь на уже пройденный, не применяя его при выводах каких-то новых положений.
Похожие статьи:
Исследование и планирование физкультурного праздника
"Мама, папа, я - спортивная семья" для детей младшего школьного возраста
В существующей методической литературе часто встречается, когда спортивные соревнования называют праздниками спорта. Действительно, хорошо организованные соревнования с парадом открытия и закрытия, торжественным награждением победителей являются своеобразным праздником спорта. Но для специалиста фи ...
Оценка эффективности коррекционной работы по формированию связной речи у
детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Коррекционно-логопедическая работа проводилась с детьми систематически и поэтапно. В начале учебного года в речи детей наблюдались бедность языка, нарушался порядок слов в предложении. Имелись нарушения связности повествования. Наблюдался пропуск слов при рассказывании. Для оценки эффективности кор ...
Рефлексивность и самопознание в структуре личности
Необходимым условием успешного личностного развития является положительное отношение к изучению собственного «Я», выявление своих возможностей и их дальнейшая реализация; обращение в случае неудач, к личностным причинам и мобилизация неиспользованных ранее возможностей или переделка уже сложившихся ...