Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определенного стиля мышления, которое обычно называют научным, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере. Способность к созданию нового, значимого для личности и общества как раз и является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества.
Одними из наиболее сложных вопросов решения задачи формирования творческих способностей учащихся являются вопросы практической реализации теоретических результатов, полученных в психологии и педагогике.
Школьное образование служит базой для дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных условиях. Поэтому наряду с решением типовых задач школа призвана вооружить учащихся знанием методов творческого подхода к выполнению действий, когда исходные данные начала решений не определены. Существенные изменения претерпела и ранее сложившаяся модель трудовой подготовки школьников. Формирование и развитие творческой деятельности учащихся уже в курсе новой образовательной области «технология» остается актуальной проблемой.
Определение индивидуальных путей интеллектуального развития учащихся является в настоящее время одним из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.
Свой неоценимый вклад в методологическую базу сделали: В.Н. Терский (он определил задачу самодеятельности как процесс воспитания активных, самостоятельных, инициативных тружеников, способных к творчеству в созидательной деятельности), А.Н. Лук (определил творческие способности, творческий климат и мотивы творчества как условия успешного развития личности) а также И.П. Волков (эффективность использования межпредметных связей на уроках, творческие уроки), В.Я. Брагин (формирование творческих способностей учащихся с помощью метода проектов).
Исходя из всего выше сказанного мы определили следующие элементы нашего методологического аппарата:
Объект нашего исследования: творческие способности учащихся
Предмет исследования: особенности формирования творческих способностей в учебном процессе.
Цель исследования: формирование и развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения.
В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
определить сущность творческих способностей;
обосновать педагогические условия для формирования творческих способностей в процессе обучения;
изучить особенности развития творческих способностей у учащихся;
провести эксперимент;
разработать методику формирования творческих способностей у учащихся в процессе обучения.
Гипотеза: Применение различных методов и приемов обучения, направленных на активизацию деятельности учащихся, формирует у них творческие способности.
Похожие статьи:
Воспитание детей в различных по структуре семьях
Особенности воспитания единственного ребенка в семье. На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственном ...
Программа развития
творческих способностей детей младшего школьного возраста
Основной целью разработки программы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в Алматинском Дворце школьников является повышение эффективности работы в данном внешкольном учреждении по развитию творческих способностей детей данной возрастной группы. Ставятся задачи: обуч ...
Исследование нарушений письма у
младших школьников с ЗПР
Экспериментальное исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № _ г. Зеленогорска Красноярского края. Для изучения были выбраны дети 2 класса школы, посещающих коррекционный класс для детей с ЗПР. Цель исследования: изучить состояние письма, выявить специфические ошибки письма у млад ...